ПРЕЗИДЕНТУ ТТП ДАЛИ ВЗЯТКУ?

На прошлой неделе президент торгово-промышленной палаты Камчатского края Сергей Кузьминицкий начал давать показания в краевом следственном управлении Следственного Комитета РФ. Как сообщила пресс-служба ведомства, он подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 204 УК РФ (коммерческий подкуп). Цена позора – 60 тысяч рублей.
Торгово-промышленные палаты (ТПП) изначально были созданы в Российской федерации как негосударственные, некоммерческкие организации, объединяющие предприятия и предпринимателей для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и т.п.), а также представительства и защиты их интересов. В глобальном смысле ТПП призваны содействовать развитию экономики РФ, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему. А если опуститься ниже к земле, эти организации призваны помогать предпринимателям решать множество больших и мелких проблем. Например, как в нашем случае.
У одной петропавловской бизнесвумен возникла необходимость в экспертизе по оценке стоимости принадлежащего ей судна. Рыбодобывающее предприятие, арендовавшее у нее морскую посудину, обанкротилось, а имущество, по мнению предпринимательницы, было оценено слишком низко. Поскольку отдавать свое за бесценок не хочется никому, она решила обратиться в арбитражный суд. А заявку на проведение оценочной экспертизы рыбопромыслового судна она подала в ТПП Камчатского края. Президент палаты Кузьминицкий ее сразу предупредил, что кроме законной оплаты экспертизы, необходимо еще оплатить его личные услуги в размере 30 тысяч рублей. Повздыхав и решив, что отказ от экспертизы ей может обойтись гораздо дороже, дама согласилась на его условия. В октябре 2014 года предпринимательница получила результаты оценки судна и оплатила экспертизу официально – в кассу.
В дальнейшем в ходе судебного разбирательства возник ряд вопросов к эксперту. Вполне рядовая ситуация, в таких случаях специалисты – эксперты обычно идут в суд и дают пояснения, почему и на каких основаниях они сделали те или иные выводы. Но г-н Кузьминицкий просто так идти в суд не пожелал и свои услуги оценил уже в 60 тысяч рублей, якобы доллар подорожал, соответственно, сумма взятки выросла в два раза. Именно столько в его понимании стоят телодвижения по оказанию помощи предпринимателю, которую он обязан оказывать, занимая столь высокий пост. В противном случае предоставить в суд пояснения по экспертизе он не сможет.
Но тут Сергей Борисович переоценил свои возможности. Заказчица обратилась за помощью в УФСБ РФ по Камчатскому краю. В результате в один прекрасный день октября 2015 года президент торгово-промышленной палаты Камчатского края был задержан сотрудниками федеральной службы безопасности Камчатского края в собственном служебном кабинете, при получении 60 тысяч рублей в качестве коммерческого подкупа. Кто не знает, чем отличается коммерческий подкуп от взятки, объясню: принципиальное различие между такими преступлениями состоит в том, что в первом случае незаконно обогащается лицо, управляющее коммерческой организацией, а во втором – имеющий властные полномочия чиновник. По сути же это одно и то же.
Личность самого Кузьминицкого, как президента ТПП, вызывает множество вопросов. Известно, что это бывший офицер ФСБ, финансист, ранее работал в «Профитбанке», на пищекомбинате «Петропавловский», возглавлял филиал Страхового дома ВСК в краевом центре. В апреле 2010 года стал президентом Торгово-промышленной палаты. Кроме этого он является сопредседателем Совета в сфере развития малого и среднего предпринимательства при Правительстве Камчатского края. Является ли он сам коммерсантом, осталось неизвестным. Нам удалось найти только следы ООО «ЛЕНА РИЧА», которое он возглавлял с 1996 по 2011 год, затем общество перестало существовать. Поговорив с несколькими местными предпринимателями, я пришла к выводу, что они его хорошо знают, но не уважают, а некоторые так и вовсе с ним связываться не хотят. К тому же, у многих из них большие сомнения в том, что Кузьминицкий понесет заслуженное наказание. Доказать взятку, а, тем более, коммерческий подкуп не так-то просто. По крайней мере, он до сих пор, как ни в чем не бывало, продолжает занимать президентский пост. Оно и понятно, к скандалам Борисовичу не привыкать.
То его подозревают в недобросовестной конкуренции – распространении недостоверной информации о состоянии дел одной из конкурирующих страховых компаний. За что по решению камчатской Федеральной антимонопольной службы ему пришлось уплатить штраф.
В свое время в СМИ бурно обсуждалась ситуация, когда один из известных на Камчатке предпринимателей депутат Законодательного Собрания Рашид Шамоян в разговоре с президентом Кузьминицким перешел на ненормативную лексику прямо в приемной губернатора. Сергей Борисович по-мужски отвечать не стал, решил продолжить разбирательства в суде. В результате необузданное желание коммерсанта называть вещи своими именами, т.е. сказать Кузьминицкому все, что тот, возможно, заслуживает, обошлось Рашиду Фероевичу в 50 тысяч рублей штрафа.
Недавно имя главы камчатской ТПП прогремело вновь. Теперь уже он сам на банкете, вознамерившись решить спор врукопашную, бросился на одного из предпринимателей со стаканом наперевес и нанес последнему настолько ощутимые травмы, что было возбуждено уголовное дело, состоялся суд, на котором стороны неожиданно пошли на мировую.
Так почему, несмотря ни на что, он продолжает руководить? Я бы отнесла камчатского президента ТПП к личностям, которых в советские времена называли «номенклатурой». Существовал такой номенклатурный список специалистов (все в обязательном порядке члены КПСС), которых назначали на руководящие должности. Например, сегодня такой специалист управляет тяжелой промышленностью, завтра общественным транспортом или здравоохранением. Главный критерий не профессионализм, а беззаветная преданность высшему руководству и лизоблюдство. Нечто подобное сохранилось и в наши дни. К сожалению, на теплые должности часто попадают люди больше удобные, чем достойные.
Торгово-промышленные палаты в Российской федерации, несмотря на изначально благородную цель, как-то с самого начала стали считаться местом теплым и доходным. Об этом говорят и периодически возникающие скандалы, связанные с их руководством.
В свое время в Брянске полиция возбудила уголовное дело на сотрудников местной ТПП по части 4 статьи 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). По указанию президента Брянской палаты на ее сотрудников, под угрозой увольнения, было оформлено семь подставных фирм. На реализацию проектов этих компаний были выделены грантовские средства по программе «Поддержка малого и среднего бизнеса». В этой афере были задействованы не только все сотрудники палаты (кто-то являлся фиктивным директором, кто-то получал зарплату), но и особо приближенные предприниматели, через фирмы которых проводились денежные потоки в карман президента ТПП.
В подмосковном Красноармейске при получении взятки с поличным были задержаны мэр города и руководитель местной ТПП. Они вымогали у директора агентства недвижимости 750 тысяч долларов за подписание дополнительных соглашений о пролонгации инвестиционного контракта.
В Хакасии один из экспертов ТПП был уличен в неоднократной подделке результатов экспертиз качества промышленных товаров. То есть потребители жаловались на некачественный товар, а данный специалист давал заключения экспертизы в пользу производителей. Разумеется, не бесплатно.
По всему видать, что наш местный президент ТПП явно продешевил. Во всяком случае, по данным МВД, средний размер взятки в России в этом году составил почти 173 тысяч рублей, величина коммерческого подкупа чуть больше – 185,5 тысяч рублей. Но это явно очень средний размер. Например, московские взяточники ради такой суммы и пальцем не пошевелят.
Я попыталась взять комментарий о происходящем у самого Кузьминицкого. Но Сергей Борисович не пожелал идти на контакт. Главный аргумент – я, как корреспондент, ничего не понимаю в торгово-промышленных палатах. Соответственно и разговаривать со мной не о чем. Более того, почему-то мою благородную попытку дать ему возможность высказаться, воспринял как коммерческий подкуп уже с моей стороны. Возможно, возбуждение очередного уголовного дела против Кузьминицкого возымело на него такое впечатление, что уже обычное «здрасьте» он воспринимает как криминальный позыв против его персоны.
В одном он прав: лично я, как человек, далекий от коммерции, узнала о том, что у нас на Камчатке существует торгово-промышленная палата, только благодаря скандалам, сопровождающим ее президента.
Но ввернемся к нашим ТПП. Во имя справедливости стоит отметить, что на их счету немало славных дел, направленных как на развитие российского предпринимательства, так и на благо потребителей. Очевидно, что это происходит при условии, когда во главе подобных организаций стоят как минимум опытные предприниматели, хорошо владеющие темой. Это – единственная общественная организация, у которой есть свой закон. В прошлый вторник 22 декабря Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон, который расширяет права и функции торгово-промышленных палат по вопросам развития предпринимательства, защиты и представления интересов предприятий и предпринимателей в органах власти. Закон предусматривает новую организационно-правовую форму: ТПП РФ становится союзом. Кроме того, закон увеличивает количество учредителей ТПП, вводит обязательное членство региональных ТПП в Торгово-промышленной палате РФ. Действующие предприниматели надеются, что выход новой редакции закона позволит региональным палатам более четко организовать свою деятельность именно внутри регионов и выстраивать отношения с бизнесом и региональной администрацией на системной, законной основе. Это жизненно необходимо именно сейчас, в условиях сложившейся международной обстановки.
Изменится ли что-либо в работе конкретной камчатской торгово-промышленной палаты или место ее президента по-прежнему будет расцениваться как, например, не более чем возможность на халяву кататься по миру, посещая промышленные выставки, прихватив с собой жену? Ей-то обязательно нужно быть в курсе, на что муж берет деньги…

Жанна БАКАЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 4 =