В субботу вечером в краевом центре, возле детской поликлиники на улице Тушканова от ножевого ранения погиб мальчик, которому еще не было 14 лет. Следственными органами Следственного комитета России по Камчатскому краю возбуждено уголовное дело в отношении 18-летнего жителя Петропавловска-Камчатского. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии). По версии следствия, подозреваемый подошел к троим ранее знакомым ему подросткам и, в ходе возникшего конфликта, ножом ударил потерпевшего в грудь. От полученного ранения подросток скончался в карете скорой медицинской помощи.
Правоохранительным органам еще предстоит выяснить все обстоятельства случившегося. На данный момент мы можем сообщить только те факты, которые стали известны редакции. Юный задержанный и его жертва ранее никогда в поле зрения полиции не попадали, оба из нормальных семей, и никаких конфликтов до того рокового вечера между ними не было. Скорее всего, между подростками случилась так называемая «разборка», в которой обычно бывает прав тот, кто сильнее. Причем погибший никакого отношения к спору не имел, его просто позвали друзья для оказания силовой поддержки их аргументов. У них это считается нормальным: не можешь доказать правоту словесно – причини боль, унизь, оскорби. Не хватает сил самому — позови сильного товарища. Причем этому сильному товарищу можно натрепать какую угодно душещипательную историю, например, о незаслуженно оскорбленной сестре, лишь бы использовать его силу в своих целях. Далее все произошло очень быстро и на глазах многих людей. Прибежавший на встречу школьник, ни слова не говоря, ударил 18-летнего парня, а в ответ получил смертельный удар ножом.
Подозреваемого долго искать не пришлось, его задержали в тот же вечер. Он отстает от своих сверстников и в физическом, и в моральном развитии, на вид больше 14-ти и не дашь. К 18-ти годам окончил только 9 классов. Для многих, окружающих его подростков, это было достаточным поводом для систематических издевательств над ним. Что происходило в душе этого, совсем еще юного, человека и каких чудовищ поселили в нем жестокость и равнодушие окружающих, если он решил носить при себе нож? В субботу вечером он пустил его в ход.
Мы можем морализировать сколько угодно, но все эти «взрослые критерии» не более, чем пустой звук для среднестатистического подростка. Специалисты утверждают, жестокие дети были всегда, сегодняшнее обострение детской агрессии — это, скорее, обусловлено влиянием Интернета, в частности, кровавых компьютерных игр, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного (отклоняющегося от нормы) и делинквентного (противоправного) детского поведения. Сегодня многие взрослые пытаются обвинить современное общество в слабом участии в воспитании подростков и отсутствии профилактики детской преступности, малом влиянии школы на самосознание ребенка.
Мы периодически содрогаемся от преступлений, совершенных детьми. В 90-е годы подросток воткнул своему ровеснику нож в спину, просто чтобы посмотреть, как лезвие торчит из тела живого человека. Несколькими днями позже группа школьников забила насмерть девочку на заброшенной стройке. Решив, такое наказание недостаточным, бывшие подружки отрезали ей руки. В 2010 году трое несовершеннолетних развлекались убийствами бездомных людей, они насмерть забили троих взрослых мужчин. В августе этого года в Оссоре пьяный подросток гвоздодером убил подругу своей матери потому, что она ему не понравилась.
К сожалению, этот список можно продолжить. Ахать и Охать по поводу плохого воспитания и низкого контроля над детьми мы начинаем когда случилось самое страшное. А если судить по комментариям в соцсетях, то реакция на трагедию на улице Тушканова у вполне взрослых людей в своей массе примитивно-одинаковая: назначить виноватых и казнить.
Тем временем в лексикон педагогов, психологов и правоохранителей прочно вошло такое понятие, как буллинг или травля — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. Травля отличается от обычного конфликта тем, что жертва оказывается в одиночестве и не в состоянии защитить себя от нападок.
В первую очередь подвергаются насилию дети с физическими недостатками, а также те, кому предписано специальное обучение. Но нередко в группу риска попадают дети с высоким уровнем обучаемости, добросовестные и интеллектуально более развитые школьники. Также подвергаются насилию со стороны одноклассников дети с недостаточными социальными навыками, не имеющие опыта общения в коллективе. Как правило, это тихие и спокойные ребята, а также те, которые воспитывались с бабушками-дедушками.
Но пока взрослые пытаются найти действенные причины возникновения столь уродливых и жизненно опасных явлений, детям не мешало бы знать свои права. Незнание своих прав и обязанностей также становится одной из причин буллинга. Вернее, современные подростки хорошо знают, что наше законодательство по отношению к несовершеннолетним преступникам часто неоправданно мягкое. Основываясь на этом, они вполне сознательно идут на преступления. С другой стороны существует конвенция ООН о правах ребенка, мера наказания предусматривается за насилие над ребенком и в Уголовном кодексе РФ. Причем, законом оговариваются все виды насилия над несовершеннолетними. Многие из вас скажут, что все эти статьи законов носят чисто декларативный характер, но даже если не удастся адекватно наказать обидчика, обращение в правоохранительные органы заставит его остановиться, даст толчок для более основательного педагогического и психологического вмешательства в детский конфликт и не позволит привести к его недетскому завершению.
Ноу-хау камчатских органов внутренних дел – акция «Полиция в каждый дом», когда сотрудники поквартирно обходят жителей наших городов и сел, говорят «за жизнь», собирают информацию обо всех проблемах, касающихся детей. В большинстве случаев это делается анонимно. Также анонимно можно сообщить о насилии и унижении детей, свидетелем которых вы стали, лежурному полиции, прокуратуры или следственного комитета.
Существуют «телефоны доверия» на которых круглосуточно дежурят специалисты, готовые оказать помощь ребенку или его родителям. Это наш камчатский: 23-06-53 или федеральный: 8 800 200 01 22.
Сообщите эти номера вашим детям, даже если внешне с ними все в порядке.
Жанна Бакаева