24 января 2016 года интернет взорвался возмущенными откликами на видеозапись, размещенную на портале you tubе в рамках электронного сайта общественной организации, носящий название «Центр защиты прав животных «Вита». Ниже привожу размещенный организацией текст.
«В Центр защиты прав животных «Вита» поступила информация и прилагаемая к ней видеозапись о чудовищном по своей жестокости убийстве краснокнижного животного, совершенного, предположительно, на БМРТ «Борисов», принадлежащем ПАО «Океанрыбфлот» (683003, Российская Федерация, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 27, телефон (4152) 21-83-16) третьим штурманом Михаилом Будыло, родом из г. Иркутск, при содействии группы неустановленных лиц, на глазах других членов команды, в т.ч. капитана корабля Сейлева Антона Анатольевича.
Указанные лица, согласно предположению, сначала незаконно добыли одну особь – сивуча (Eumetopias jubatus), вида, занесенного в Красную книгу РФ и Международную Красную книгу, а, затем, чтобы достать зубы и челюсть ушастого тюленя в качестве «трофея», еще живому распилили «болгаркой» голову.
Данные обстоятельства подтверждаются соответствующей видеозаписью (ссылка) (Осторожно! Крайне жестокие кадры!).
Предполагаем, что такими действиями, Михаил Будыло в составе организованной преступной группы, по предварительному сговору из корыстных побуждений с применением садистских методов, совершили преступления, предусмотренные ст. 258.1. и и ч. 2 ст. 245 УК РФ.
На основании изложенного, УПК РФ, УК РФ, Конституции РФ, просим провести всестороннюю проверку указанной в заявлении (и прилагаемом видео) информации и в случае ее подтверждения – привлечь виновных в содеянном лиц к уголовной ответственности в соответствии со ст. 258.1 и ч. 2 ст.245 УК РФ.
Центр защиты прав животных «Вита»
Сообщение подхватили все, кому не лень. Информационные агентства разразились комментариями. Посыпались даже угрозы в адрес должностных лиц ПАО «Океанрыбфлот».
Так произошло, что на БМРТ «Борисов» в январе этого года случилось несчастье – один из матросов на промысле при выборке трала получил сильные увечья. Его вертолетом доставили в камчатскую краевую больницу, а судно зашло в порт Петропавловска-Камчатского. Поэтому наша газета имела возможность встретиться с людьми, о которых говорилось в сообщении Центра защиты прав животных «Вита».
Вначале я посмотрел видеозапись. Признаюсь, зрелище не для слабонервных. В первую очередь бросилось в глаза то, что животное было мертво, поэтому «болгаркой» резали уже труп, а не по живому. Сивуч, скорее всего, задохнулся в сетях, и его вытащили как прилов, а не специально охотились за ним. То, что сивуч был мертв, разумеется, не давало права издеваться над тушей подобным образом. Разумеется, его нужно было выбросить обратно в море, как это предписано Правилами рыболовства. Но в семье, как водится, не без урода. И не все эти правила, и человеческие в том числе, рыбаки исполняют. Лица людей, которые участвуют в разделке животного, и свидетелей демонстрируемой жестокости, к сожалению, скрыты касками и теплыми плотными шапками и не могут быть узнаны. Лишь одно из них на видеосъемке можно, на мой взгляд, идентифицировать. (Мы его публикуем в газете, возможно, кто-нибудь опознает). Этот человек стал свидетелем жестокой сцены, зафиксированной на видеокадрах.
Представители камчатского Следственного комитета прибыли на «Борисов» с целью опросить третьего штурмана Михаила Будыло (сейчас он является вторым) и капитана корабля Антона Сейлева. Последние пояснили, что на их судне ничего подобного, что показано на видеозаписи, не было. В доказательство своих слов они провели следователей на то место, где якобы происходила разделка животного и показали явные нестыковки с видеозаписью. Мы пошли по тому же пути. И попросили назвать эти нестыковки капитана корабля Антона Сейлева.
Вот что он ответил:
« На нашем судне круги спасательные на кормовом мостике, на видео – на фальшборте;
— цвет борта у нас серый, на видео – белый;
— на нашем судне на ваерной лебедке отсутствует надпись производителя, на видео – есть;
— на видео отсутствует крышка люка, у нас – есть;
— шов на палубе у нас есть, на видео – нет.
Я собираюсь обратиться в суд на общественную организацию «Вита» за подобные высказывания в мой адрес».
Боюсь, что у капитана Антона Сейлева ничего не выйдет в плане привлечения к ответственности руководителей центра защиты прав животных «Вита».
В своем сообщении они поставили одно слово, которое освобождает их ответственности – «предположительно».
Из разговора с Михаилом Будыло мы поняли, что искать судно, на котором могло произойти это преступление бессмысленно.
«В данный момент на восточных границах Берингова моря, Охотского моря участвует в промысле и находится в собственности рыбодобывающих компаний более 100 судов идентичной постройки. Не специалисту отличить БМРТ от БАТМ не представляется возможным. Слишком малы различия. Потому данное видео может быть снято на любом из этих судов. К данному случаю не имею никакого отношения».
Убедившись, что между тем, что показано на видеозаписи и реальной картиной места события есть существенные расхождения, поневоле начинаешь сомневаться, что и люди, указанные в сообщении пусть даже в качестве наблюдателей, причастны к этому преступлению.
Есть пока, в общем-то, одна версия случившегося, т.е. почему были указаны фамилии именно этих людей. Для этого нужно понимать, что на судах промыслового флота существует большая текучка личного состава. Иногда экипажи судов после путины обновляются, в среднем, на 30-40 процентов. Среди них не все являются добросовестными работниками и те, кто плохо работает, наказываются командным составом судна, в том числе и рублем. Поэтому появляется немало недовольных рыбаков, которые впоследствии устраиваются на другие БАТМы и, чтобы насолить обидчикам, вполне могли разместить указанный видеоролик, заснятый совсем на другом судне и с другими участниками, но с фамилиями своих обидчиков и названием другого судна. Съемка, скорее всего, была произведена значительно раньше (иначе на леерных ограждениях был бы лед), а в интернет попала только сейчас. Если тот, кто снимал разделку краснокнижного сивуча на мобильный телефон, хотел доказать, что судно носит название «Борисов», он бы смог снять номер судна, нарисованный на надстройке в районе ходовой рубки, а не произносить вслух для аудиозаписи название судна и фамилии участников.
Мы попросили генерального директора ПАО «Океанрыбфлот» Евгения Новоселова прокомментировать сложившуюся ситуацию, связанную со скандальной видеосъемкой. Он пояснил нашей газете:
«24 января 2016 года на портале you tubе появилась видеозапись, на которой показано убийство сивуча рыбаками одного из рыбопромысловых судов. Центр защиты прав животных «Вита» разместил информацию о том, что рыбопромысловое судно принадлежит Камчатской рыбодобывающей компании ПАО «Океанрыбфлот». Мною, как генеральным директором этой компании начато служебное расследование по факту жестокого обращения с морским животным (сивучем), занесенным в Красную книгу. Кроме того, расследованием убийства сивуча занимается Следственный комитет по Камчатскому краю. На сегодняшний день не установлено, на борту какого судна совершена жестокая расправа над животным. Надеюсь, что место, где случилось это преступление, будет определенно, а виновные понесут заслуженное наказание. О результатах расследования мы обязательно сообщим».
«Вести» будут внимательно следить за развитием событий и своевременно известят своих читателей обо всем, что нам удастся узнать.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ