ПАРИЖ, 30 ноября. /ТАСС/. У России есть основания полагать, что российский Су-24 был сбит, чтобы обезопасить поставки нелегальной нефти из Сирии в Турцию. Об этом сообщил президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов по завершению своей программы на Климатическом саммите в Париже.
Путин подчеркнул, что, в частности, продолжается финансовая подпитка террористов в Сирии. «Сейчас мы получили дополнительные данные, подтверждающие, что из мест добычи нефти, которые контролируются ИГИЛ (бывшее название «Исламского государства», организация запрещена в РФ), эта нефть в промышленных масштабах поступает на территорию Турции», — заявил Путин.
«И у нас все основания полагать, что решение по поводу того, чтобы сбить наш самолет было продиктовано желанием обеспечить безопасность этих путей доставки этой нефти как раз к портам, откуда она отгружается в танкеры», — сказал он.
«Защита туркоманов — это только предлог», — уверен Путин.
По словам Путина, он не встречался с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом на саммите в Париже.
«С президентом Турции мы не встречались, не виделись, встречи не было», — сказал Путин.
В то же время он подчеркнул, что Россия всегда выступала за формирование широкой антитеррористической коалиции. «Но этого нельзя добиться, пока кто-то будет использовать часть террористических организаций для достижения сиюминутных целей», — отметил Путин.
Вместе с тем, российский лидер отметил, что некоторые страны по-прежнему не готовы к этому, трагическим подтверждением чего стала атака турецких ВВС на российский Су-24. «Но мы все равно будем стремиться к тому, чтобы сложилась действенная широкая коалиция», — заявил он. «Чтобы региональные, местнические или финансовые интересы ушли на второй план перед глобальной угрозой террора», — подчеркнул Путин.
Путин также отметил, что тема сбитого Турцией Су-24 звучала на его встречах с лидерами в Париже. «Что касается самой темы сбитого российского самолета, то, конечно, эта тема звучала практически во всех моих двусторонних встречах, я давал соответствующие пояснения, рассказывал о том, что произошло, — сказал Путин. — Все коллеги внимательно слушали и большинство разделяют во всяком случае тот тезис, согласно которому не было никакой необходимости наносить удар по незащищенному российскому бомбардировщику, который Турции не угрожал».
Путин отметил, что слышал от турецкой стороны объяснения о том, что якобы не президент Турции принял решение сбить Су-24, что его принимали другие лица. «Для нас это не имеет в общем большого значения, — сказал Путин. — В результате этой преступной акции погибли двое наших военнослужащих: командир экипажа и солдат морской пехоты, который входил в состав группы спасения экипажа. Для чего они это сделали, это нужно спрашивать у них. Это огромная ошибка».
Путин признался, что ему лично очень жалко отношений РФ и Турции, но ряд проблем возник уже давно. «Я думаю, что нам всем жалко и мне лично очень жалко, потому что я сам лично очень много сделал для строительства этих отношений в течение длительного периода времени», — сказал российский лидер. «Но есть проблемы, которые возникли уже давно, и которые мы пытались решить в диалоге с нашими турецкими партнерами», — подчеркнул Путин. «Жаль, что их приходится решать вот в такой обстановке, но это не наша вина, это не наш выбор», — указал президент РФ.
Террористы используют безвизовый режим РФ с Турцией для своих перемещений
В частности, президент указал, что террористы используют безвизовый режим РФ с Турцией для своих перемещений.
«Мы давно просили обратить внимание на то, что представители террористических организаций, которые воевали и пытаются воевать с нами с оружием в руках в отдельных регионах России, в том числе на Северном Кавказе, «всплывают» на территории Турции», — отметил российский лидер, подчеркнув, что Москвы просила Анкару «прекратить такую практику».
«Тем не менее, фиксируем, что они находятся на территории Турецкой республики, проживают на охраняемых спецслужбами и полицией регионах, а потом, используя безвизовый режим, всплывают опять на нашей территории, и мы продолжаем с ними бороться», — сказал Путин.
Президент РФ заключил, что эти проблемы созрели давно и Москва многократно поднимала их «и на уровне спецслужб по партнерским так называемым каналам, и на уровне МИДов, и на высшем политическом уровне». «К сожалению, мы не видели партнерской реакции на все наши озабоченности», — констатировал он.