Мать-инвалид убила сына за пьянку
Тело гражданина Леги с ранами и ссадинами на голове было обнаружено в квартире его матери в доме № 3 на улице Крылова. Останки, источавшие стойкий алкогольный запах, отправили на судебно-медицинскую экспертизу. Криминалистами наравне с другими вещдоками из квартиры были изъяты три костыля со следами крови.
Через пять дней после получения результатов экспертизы, следственным отделом СК Петропавловска-Камчатского было возбуждено уголовное дело по статье 111 УК РФ (причинение тяжкого вредя здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Подозреваемой в совершении преступления стала 78-летняя мать погибшего.
В ходе расследования было установлено, что Лега нигде не работал, но часто и крепко выпивал. Возможно, в состоянии пьяного угара поколачивал мать, вымещая на ней злость за свою несложившуюся жизнь, при этом отбирая пенсию. Скорее всего, и в этот день он явился к матери за деньгами – у бездельников с тягой к спиртному это вполне обычное дело. Как бы то ни было, у женщины лопнуло терпение настолько, что она била сына металлическим костылем, деревянной ортопедической тростью и деревянной палкой.
Согласно заключению судебной психолого-психиатрической экспертизы, вследствие хронического психического расстройства женщина не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, то есть находилась в состоянии невменяемости. Уголовное дело направлено прокурору для утверждения постановления о принудительном лечении обвиняемой и передачи дела в суд.
Согласно статистике, семейное насилие – серьезная проблема современного общества. Согласно исследованиям, у российской женщины вероятность быть убитой своим мужем или партнером в 2,5 раза выше, чем у американки и в пять раз выше, чем у жительницы Западной Европы. В России примерно каждая третья женщина страдает от физического насилия со стороны мужа, сына или сожителя. По нашим подсчетам, на Камчатке по количеству трупов, наоборот, стойкий перевес сил на стороне слабой половины человечества. Во всяком случае, женский гнев влечет за собой более фатальные результаты. Существа, приравнивающие себя к мужчинам, обычно методично изводят, избивают, унижают своих родственниц. Женщины слишком слабы, чтобы сразу давать достойный отпор, многие боятся пожаловаться и просто стыдятся рассказывать посторонним об истинном положении дел в семье. Нужно быть совершенно забитым, лишенным достоинства существом, чтобы бесконечно терпеть насилие, неважно, физическое или только эмоциональное. Рано или поздно может наступить страшная развязка.
Вспоминается случай, произошедший несколько лет назад. Сотрудники патрульно-постовой службы милиции прибыли на вызов врачей скорой помощи в квартиру дома на улице Садовой в Петропавловске-Камчатском. В кресле сидел хозяин квартиры с торчащим из груди кухонным ножом. С первого взгляда было понятно, что медицинская помощь ему уже не нужна. Рядом находилась жена погибшего, которая сообщила полицейским, что убила суженого за то, что он не хотел сделать звук телевизора потише.
Врач уколола женщине успокоительное, и постовые увезли ее в РОВД для дальнейшего разбирательства. Скоро выяснилось, что в считавшейся вполне благополучной семье процветало самое настоящее насилие. Глава семьи постоянно унижал супругу, внушал, что она глупая и некрасивая и должна ценить, что он снизошел до женитьбы на ней. Кроме этого, придя с работы домой, он часто выпивал и становился совсем невыносимым. В тот роковой день он в очередной раз принял горячительного и, несмотря на поздний час, и на то, что жене рано утром на работу, а ребенку – в школу, включил телевизор на полную мощь. И наверняка не ожидал, что в доме кто-то сможет противостоять доминирующему самцу. Последнее, что он увидел в жизни, это свою «глупую и некрасивую» с занесенным над ним ножом. Женщину приговорили к пяти годам колонии.
Часто женщины не находят в себе сил расстаться с семейным тираном из-за материальной зависимости, невозможности найти жилье или даже культурно-исторических традиций. Не последнее место в этом занимают мифы, которые разделяют окружающие, например, что домашнее насилие – не преступление, а просто скандал – семейное дело, в которое не следует вмешиваться. А семейные драки и скандалы происходят только в низших слоях общества.
Все это не более чем заблуждения людей, далеких от подобных бед. В свое время «Вестям» пришлось встать на защиту жительницы Вилючинска, зарезавшей супруга. Оба – работники бюджетной сферы, в семье подрастает чудесная дочка. Казалось бы, вполне благополучная семья. Но в ходе разбирательства в случившемся выяснилось, что супруг постоянно без меры пил, оскорблял и издевался над женой и ребенком. В результате довел женщину до такого отчаянного состояния, когда она уже не могла себя контролировать.
Существует стандартная статистика, если верить психологам, каждая четвертая женщина, подвергающаяся регулярным избиениям, унижениям, оскорблениям, постоянно переносящая пьяные дебоши и сцены ревности, готова убить своего супруга. Каждый третий из подростков, который присутствует при подобных омерзительных сценах семейных скандалов, бывает готов убить отца. Около десяти лет назад в Петропавловске-Камчатском 14-летняя падчерица после очередного пьяного дебоша, устроенного ее отчимом, забила его битой почти до смерти. Когда он заснул, девочка размозжила ему голову так, что специалисты областной больницы еле собрали черепную коробку. Когда приехала милиция, девочка сидела на кухне вся в крови без следа раскаяния на лице. Она вынесла свой приговор мучителю.
Возможно, и 78-летняя старушка, забившая сына костылями, на самом деле не так уж и больна.
Жанна БАКАЕВА