«Итак, эти две могущественные державы ведут между собой ожесточеннейшую войну в продолжение тридцати шести лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства. Всеми разделяется убеждение, что вареные яйца при употреблении их в пищу испокон веков разбивались с тупого конца; но дед нынешнего императора, будучи ребенком, порезал себе палец за завтраком, разбивая яйцо означенным древним способом. Тогда император, отец ребенка, обнародовал указ, предписывающий всем его подданным под страхом строгого наказания разбивать яйца с острого конца. Этот закон до такой степени озлобил население, что, по словам наших летописей, был причиной шести восстаний, во время которых один император потерял жизнь, а другой – корону». («Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт)
С 1 февраля этого года в Петропавловске-Камчатском не утихают споры о том, в какую дверь нужно заходить при посадке в маршрутные автобусы и, соответственно, в какую выходить. Порядок входа-выхода пассажиров при поездках на городских автобусах был изменен решением очередного собрания членов некоммерческой организации «Камчатский транспортный союз». Теперь мы дружно учимся и привыкаем заходить в переднюю дверь и выходить, извините, в заднюю.
Изначально подобные дебаты мне напомнили баталии между партиями тупоконечников и остроконечников, описанные в произведении гениального сатирика. Ну, захотелось владельцам муниципального транспорта поменять порядок посадки пассажиров, что тут страшного? Приготовьте заранее денежку и спокойно идите в переднюю дверь. В конце концов, мы все бываем в других городах и странах, там тоже свои правила посадки – высадки, никто от этого еще не пострадал.
Лично меня возмутило отношение к нововведениям самих водителей автобусов. В один прекрасный день, попытавшись войти в переднюю дверь, я и другие потенциальные пассажиры наткнулись на огромный амбарный замок, который владелец транспорта приварил к створке. Таким образом, нам, баранам, давали понять, что здесь хода нет. Хорошо. Пусть у данного шофера такое своеобразное чувство юмора, или его в детстве некому было воспитывать, остальные его коллеги так не поступают. Но через некоторое время я вновь была вынуждена метаться между дверями, поскольку, входя в автобус, не удосужилась прочитать таблички, написанные для таких, как я, и опять все перепутала. В коммерческом автобусе, следовавшем по маршруту № 22, по-прежнему нужно было заходить в заднюю дверь. Его водитель, назвавшийся Владимиром, мне объяснил, что все эти нововведения – ерунда. Проблему «зайцев» они не решают. Вон в метро, например, турникеты стоят, рамки, контролеров полно, а безбилетников все равно немало. Нужно, прежде всего, думать об удобстве пассажиров, которым привычнее войти в автобус, приготовить денежку в комфортных условиях и расплатиться на выходе.
Тут еще в редакцию пришло гневное письмо от читательницы Г.С. Дорониной, по мнению которой: «…изменения схемы привели к ухудшению безопасности пассажиров и нарушении их гражданских прав и свобод. Так, следуя настоящей схеме, гражданин должен оплатить проезд при входе в автобус. Это в час пик приводит к скоплению и толчее у передней двери автобуса. Корейские автобусы, используемые в городских автобусных перевозках, имеют узкую переднюю дверь, в которую граждане могут подниматься по одному. Кроме того, искусственно вызываемая толчея и давка при входе создают предпосылки для карманных краж. Кроме того, возникает проблема при посадке в автобусы пассажиров с детьми, инвалидов при отсутствии видимых признаков инвалидности. Да и к возможности определения подлинности проездных водителями автобусов, не имеющих экспертного образования, следует отнестись критически. Водитель отвлекается от дороги на вычисление «потенциальных зайцев», на расчет с пассажирами. Не соблюдается интервал движения автобусов. В то же время граждан, прибывших к своему месту назначения, насильно удерживают в автобусе и не дают его покинуть до момента окончания посадки пассажиров и оплаты ими за проезд. Таким образом, нарушаются мои личные права и права неопределенного круга граждан на свободу передвижения. Хотелось бы знать, на каком основании перевозчик решает свои проблемы за счет потребителя услуг – пассажира, за счет удобства посадки и комфорта поездки. Свои проблемы перевозчик вполне мог бы решить за счет привлечения кондукторов».
Прежде чем обратиться в редакцию, читательница отправила запросы в Управление юстиции по Камчатскому краю, прокуратуру Петропавловска-Камчатского и транспортную прокуратуру Камчатского края, в которых просила разъяснить, имеют ли право предприниматели принимать нормативно-правовые акты. В результате пришли ответы из совсем других организаций, два из которых от начальника МАУ «Управление пассажирского транспорта Петропавловск-Камчатского городского округа» А.Г. Сабурова, где разъясняются правовые нормы перевозки пассажиров. В обоих ответах одинаковый последний абзац, который вызвал недоумение уже у редакции. А именно: «…перевозчики не превысили свои должностные полномочия, выразившиеся в принятии нормативно-правового акта об изменении порядка посадки пассажиров в транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки по регулярным маршрутам на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, а также в нарушении федерального и регионального законодательства». Поэтому редакция берет на себя смелость разъяснить читателям, а заодно и г-ну Сабурову, что предприниматели не имеют права издавать какие-либо нормативно-правовые акты. Собственно они этого и не делали. Просто приняли решение, которое не противоречит существующему законодательству, а значит, имеет право на существование.
Заместитель руководителя Управления городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Сергей Шеременко считает, что изменение порядка входа – выхода пассажиров в/из пассажирских автобусов уже давно нужно было изменить, поскольку гражданин обязан сначала оплатить проезд – и только в этом случае он признается пассажиром, а договор перевозки, считается заключенным. Это означает наличие необходимости оплатить проезд либо в начале перевозки при входе водителю или кондуктору, либо предъявить документ (месячный проездной билет), подтвердив тем самым факт оплаты заранее до осуществления перевозки. Сергей Викторович добавил, что в настоящее время начинается научно-исследовательская работа «Комплексное развитие транспортной системы Петропавловск-Камчатского городского округа на период до 2020 года» в которой предусмотрены мероприятия, влияющие на основные параметры транспортной системы города, в том числе маршрутная сеть городского общественного транспорта (оптимизация интервалов и расписания движения пассажирского транспорта, ввод новых маршрутов и ликвидация дублирующих), переименование остановочных пунктов.
Такого же мнения придерживается и президент некоммерческой организации «Камчатский транспортный союз» Алексей Сергеев, который считает, что привычка заходить в автобус через передние двери, всего лишь дело времени, скоро все привыкнут и нововведение перестанет раздражать пассажиров. А члены возглавляемого им союза в настоящее время больше озабочены тем, чтобы заставить водителей в обязательном порядке выдавать пассажирам билеты, для чего проводятся инструктажи водителей, проходят рейды на маршрутах пассажирского транспорта.
Летом 2015 года вступил в силу федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…», призванный навести порядок во всех транспортных отраслях. Основная задача – выстроить единый рынок межмуниципальных и муниципальных перевозок с жестким государственным контролем за безопасностью и качеством работы в этой сфере. Одно из новшеств в том, что значительная часть полномочий по организации работы пассажирского транспорта передана муниципалитетам. Резон простой: на местах виднее, как организовать работу перевозчиков, в том числе сформировать маршруты, графики движения и даже в какие двери заходить, а в какие – выходить пассажирам автобусов.
Что касается Петропавловска-Камчатского, то здесь планируется постепенный, а с 2017 года полный отказ от услуг владельцев коммерческих автобусов. Причин на то много, наиболее весомые из которых: частники в основном «снимают сливки» на наиболее прибыльных маршрутах, игнорируя линии с небольшим количеством пассажиров, и их практически невозможно заставить придерживаться общепринятых правил перевозки. Но реально ли только муниципальным транспортом полностью решить проблему пассажироперевозок в краевом центре? Мы все до сих пор находимся под тяжелым впечатлением от решения мерии отменить автобусное движение в городе из-за ухудшившихся погодных условий 16 марта после обеда, когда большинство потенциальных пассажиров возвращались с работы и были брошены замерзать на остановках.
Пока очевидно одно: в нашем краевом центре «прогрессивные» нововведения начались именно с дверей автобусов. По крайней мере, для горожан. Лично меня уже приучили садиться в переднюю дверь, но билет я заполучила только один раз, в прошлый четверг, когда самостоятельно оторвала его от зажатой большой скрепкой стопки, валявшейся рядом с тарелочкой для мелочи. Так что пока все выглядит довольно бессмысленно. Для удобства муниципалов уберут конкурирующих частников, соответственно доходы повысятся. Пассажиров уже научили находить нужные двери, чтобы водитель был спокоен: безбилетники не пройдут. Хотя это спорный вопрос, довольно легко можно войти и выйти через заднюю дверь, не расплатившись. Как государство будет контролировать доходы перевозчиков, непонятно, билеты в руки пассажиров попадают крайне редко, а кондукторов, скорее всего, в наших автобусах не будет (это дополнительные расходы). Давно никто не видел на маршрутах и контролеров, но даже если таковые появятся, пассажиры дружно скажут, что билеты им водитель не выдал. Учитывая все вышесказанное, так и остается непонятным, какая разница, в какие двери заходить. Даже если пассажиры будут получать билеты при выходе из автобуса, как это может повлиять на рентабельность автоперевозок в целом? А вот пассажирам, особенно учитывая камчатские погодные условия, гораздо удобнее расплачиваться за проезд на выходе. Но референдум по этому поводу никто проводить не собирается.
Жанна БАКАЕВА