Маленькая земля Эльзы
Пьеса «Земля Эльзы» (автор Ярослава Пулинович) прошла в камчатском театре Драмы и Комедии при полном аншлаге. Сюжет постановки был прост. Нечаянно встретились двое очень немолодых людей – мужчина и женщина, ровесники тех, чьим сыновьям и дочерям сегодня далеко за пятьдесят. Их обоюдное чувство вспыхнуло буднично. Оно родилось из красивых слов, добрых мягких жестов, хорошо забытой всеми учтивости.
Семидесятиоднолетний Василий (его играл заслуженный артист РФ Вячеслав Таратынов) сказал семидесятишестилетней Эльзе (ее играла заслуженная артистка РФ Татьяна Дерегузова), что она красивая. Он словно выдохнул это слово откуда-то из сердца, и оно в одночасье наполнило уютом и смыслом угасающий вечер в Богом забытом поселке, где все знают друг друга и один день похож на другой, словно две зеленых стены длинного коридора в коммуналке.
Эльза всего неделю назад схоронила мужа, но ощущение горести и одиночества не испытывала. Ее словно избавили от груза безысходной привязанности к своему безликому терпению и покорности. Муж взял ее силой, и из страха, когда Эльза забеременела, решил жениться на ней. У них родилась дочь, которую он боготворил, а жена на всю жизнь осталась для него сосланной обрусевшей немкой, сломавшей ему жизнь и обреченной отбывать тяжелую трудовую повинность за свои немецкие корни: за репрессированного расстрелянного отца, за молчаливую покорность судьбе. А вся-то ее вина была в том, что согласилась сесть в грузовик, когда насильник предложить подвезти Эльзу домой. Ее маленькие радости кружились вокруг дочери, внучки, деревенской бани и вечернего чая с вареньем в беседке в теплые майские дни. Ее счастье никогда не было близким и возможным. Муж будто слушал и слышал ее мало-мальски оперившиеся мечты и тут же с хрустом ломал им крылья. По-другому жить он не умел, да и не хотел. Со смертью мужа Эльза получила свободу, но ее тонкая не состарившаяся натура, искалеченная, но живая душа интуитивно чувствовали простое человеческое тепло и внутренний свет. Так бывает во время утренних сумерек, когда солнце едва начинает разбавлять белилами сырокаменный горизонт, еще дышит прохладой слабый ветерок, едва трогая росистую траву, и темнеют ветви деревьев, нелепо заплетенные в слепую серую массу. Ты улавливаешь тепло, которого нет, и видишь свет в медленно исчезающем сумраке.
Эльза с облегчением стряхнула с себя остатки долгого тревожного сна. Но дальше что? Ощущение тревоги не покидает нашу героиню. Она к ней привыкла. Фоновый речитатив стихов Иосифа Бродского по одному убивает птенцов из нового неуютного гнезда ее надежд:
«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно – возглас счастья.
Только в уборную – и сразу же возвращайся».
Эльза вышла. Она ступила на свой маленький клочок земли, который у нее тут же начали отбирать подруги, дети и родственники возлюбленного, жестоко с сатанинским сладострастием.
Но вопреки всему главные действующие лица аккуратно, бережно нащупывали дорогу друг к другу. Они встретились и нежно почувствовали пятипалое тепло скрещенных рук.
Василий сделал предложение Эльзе. Он, учитель географии, увлек ее полетом неосуществленных желаний, убедив, что они сбудутся. Эльза поверила ему, когда он починил ей каблук на белых туфлях, купленных еще в сумерках восходящего над ее землей солнца. Потом было розовое свадебное платье, шляпка и розовые туфли с розовой сумочкой. Ее избранник показывал мир на старом глобусе, по которому он учил детей географии и рассказывал о странах, где никогда не был. Он увлекал ее своим полетом, еще немного и розовая с огромными крыльями птица наконец оторвалась от земли. Она с каждым взмахом поднималась выше, окидывая счастливым взглядом становившуюся все больше и больше землю. После свадьбы влюбленные решили отправиться путешествовать, посмотреть мир, которого они никогда не видели. Василий начал продавать квартиру, а Эльза свой дом, где она прожила столько безрадостных лет. Заслуженная артистка РФ Татьяна Авраменко блистательно сыграла дочь Эльзы – Ольгу, ограниченную эгоистичную и жестокую хамку.
Немногим лучше оказался Виктор, сын Василия (артист Павел Колотовкин). Слабый и ленивый, он насмешничал над отцом, не понимая его желания быть счастливым. Отец не обращал внимания на сопротивление своих домочадцев. Он точно знал, как выглядит счастье: роскошно и обворожительно и носит имя Эльза. Приготовления к свадьбе шли полным ходом, несмотря на стрелы злословия и зависти, щедро выпускаемые со всех сторон во влюбленных. Приятельница (если можно так назвать) Эльзы, руководитель поселкового самодеятельного хора Зинаида Михайловна (заслуженная артистка РФ Зоя Янышева) очень точно передала ощущение общего настроя в отношении невесты со стороны женской части поселка: «Она всегда была какая-то не такая».
«Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция».
В самый сильный яд удалось окунуть наконечники своих стрел самому родному человеку – Ольге, дочери Эльзы. Она как неутомимый охотник выжидала, смотрела, выбирала место и время для своей стрелы. И уже дрожала тетива под твердою и неторопливою рукой. Осталось отпустить стрелу, чтобы корчился в предсмертных муках не ко времени возлюбленный матерью «старый козел». Василий попал в больницу с инфарктом. Больше он не угощал Эльзу чаем и не мечтал сажать с нею розы в палисаднике, не путешествовал с ней по глобусу и не дарил ей огромную, огромную землю.
Ее любимый умер. Об этом Эльзе твердым голосом сообщила дочь.
Земля Эльзы снова сжалась до небольшого клочка суши.
«Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
Таким же, каким ты был, тем более – изувеченным?»
Эльза ушла следом, так тихо, будто затушили свечу. Не мучая и никого не проклиная. Она снова пошла навстречу ему, осторожно, на ощупь. Они встретились на небесах. И отправились в свадебное путешествие в Париж на мотоцикле. Так захотел ее суженный. Эльза снова увидела свою огромную землю с маленьким островком боли, оставшимся далеко позади за серой пеленой дождя и туманов, где солнце после длинных сумерек взошло всего лишь на несколько мгновений, чтобы навсегда озарить ее жизнь.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ
P.S.:
Когда упал занавес, зал взорвался аплодисментами. Аплодировали стоя. Женщины не стеснялись своих не успевших высохнуть слез. Спектакль никого не оставил равнодушным. В общем-то обыкновенная история для наших матерей и отцов, но все так трогает душу и забирает сердце, что слышно даже, как кровь пульсирует в ушах и выступает испарина.
Как они это услышали и где подсмотрели – наши главные герои, талантливые артисты, блистательные лицедеи…