Когда администрация Петропавловска перестанет «кошмарить бизнес»?
«Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес», – эти слова премьер-министра Дмитрия Медведева должны были стать не только ярким афоризмом, но и жестким руководством к действию. Однако время показывает, что для высокопоставленных чиновников в муниципалитете камчатской столицы указания председателя российского правительства – не более чем пустой звук. Свидетельством тому история петропавловского индивидуального предпринимателя Мгера Арутюняна, чей успешный бизнес оказался на грани краха.
Мировой финансовый кризис тут совершенно ни при чем. Дело, как нам представляется, в необъяснимом самодурстве представителей городского управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства, которые под весьма сомнительными предлогами наотрез отказалась продлить с Арутюняном договор об обеспечении жителей города услугами общественного питания. Другими словами, еще вчера ларьки работали на совершенно законных основаниях, а сегодня их деятельность попала под строжайший запрет.
Бизнес на колесах
Клиентами Арутюняна за два десятка лет, что он занимается бизнесом, стали тысячи жителей Петропавловска. Это ему принадлежат красно-желтые киоски-автоприцепы с фаст-фудом под торговыми марками «Сказочное бистро» и «Русские блинчики», работающие в разных районах краевого центра в теплое время года. С мая по октябрь пицца, чебуреки, пирожки, беляши и еще около 40 наименований продукции для своей розничной торговли бизнесмен готовил в собственном производственном цехе. Судя по постоянно растущему количеству покупателей, качество еды нареканий ни у кого не вызывало.
Свое небольшое дело Мгер Арутюнян открыл в краевом центре в 1995 году. Тогда, сколотив небольшой стартовый капитал, он приобрел 22 автоприцепа «Купава». Эти недорогие ларьки на колесах специально для розничной торговли выпускает одна из белорусских компаний. Передвижные киоски сертифицированы и отвечают всем санитарно-гигиеническим требованиям. С тех пор каждое лето их можно было видеть в центре города на улице Ленинской, на Озерновской косе, на проспекте Рыбаков, а также в микрорайонах Силуэт и Горизонт.
Бизнес пошел успешно. Уже через несколько лет предприниматель задумался о его расширении. Речь шла о том, чтобы торговать едой собственного приготовления, что позволило бы снизить цены и в то же время повысить качество продукции. В конце — концов, вложив более девяти с половиной миллионов рублей, в 2000 году Мгер Арутюнян создал на микрорынке «Авангард», на проспекте Победы, производственный цех с полутора десятками работников. За все время его работы к предприятию ни разу не возникало претензий со стороны разного рода проверяющих и контролеров.
«Я не стремился к личному обогащению, – горячится Арутюнян. – Всегда принимал активное участие в общественной жизни города и края». Здесь бизнесмен, наверное, немного лукавит. Все-таки главной задачей любого бизнеса является извлечение прибыли и, соответственно, обогащение владельца. Но то, что Мгер Грантович действительно является одним из самых известных на Камчатке меценатов и спонсоров, сомнению не подлежит.
В том числе и на его деньги в Петропавловске проводился конкурс «Спасибо деду за победу», акция «Чужих детей не бывает», несколько городских детских праздников. Он оказывал финансовую помощь учреждениям здравоохранения и образования. Участвовал в организации сельскохозяйственных ярмарок местных производителей. В его домашнем архиве более четырех десятков почетных грамот, дипломов и благодарственных писем от различных органов власти. Девять лет назад его даже признали меценатом года в краевой столице.
Ежегодно Арутюнян платил в бюджет налогов на сумму около двух миллионов рублей, и налоговые поступления продолжали расти, пока бизнес развивался. В период расцвета предприятия на него работали 93 человека. Это, как принято говорить в официальных докладах, «вновь созданные рабочие места». Теперь большинство этих людей оказались на улице. Откроются ли «Купавы» нынешним летом, не знает никто.
Зоны особого внимания
Полтора года назад Мгер Арутюнян не без удивления обнаружил, что места, где давно обосновались его двухколесные общепитовские ларьки, исчезли с новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города в мае 2014 года. Эта схема является основополагающим документом для начала или продолжения любого, даже самого мелкого бизнеса, вплоть до продажи семечек. Ее утверждение находится в исключительной компетенции органов местной исполнительной власти.
Нет прилавка, ларька или павильона на схеме – значит, установлены они самовольно и объявляются вне закона. Что бывает с незаконными торговыми точками, мы видели в Москве 9 февраля. Там в «ночь длинных ковшей» с лица земли были сметены несколько сотен киосков, хозяева которых не смогли предъявить документы, разрешающие их возведение.
Впрочем, в системе распределения земельных участков под нестационарные торговые объекты, к каковым относятся и прицепы «Купава», существует один нюанс. Статья 10 Федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» прямо и недвусмысленно гласит: «Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы».
Иначе говоря, если в том или ином ларьке или автоприцепе уже давно, успешно, а главное, законно ведется торговля, то никакие изменения в схеме не должны этому помешать. Исключением является ситуация, когда землю из-под киоска необходимо освободить под строительство, предусмотренное городским генеральным планом. Но и в этом случае предпринимателю должен быть предоставлен взамен равноценный участок для работы. Принцип прост и понятен даже ребенку: место меняется, бизнес остается.
Но там, где до сих пор стояли прицепы «Сказочное бистро» и «Русские блинчики», муниципалитет вовсе не собирается строить школы, больницы, жилые дома и даже торговые центры. Причины изгнания торговых точек Мгера Арутюняна заключаются совсем в другом. Их изложила на пяти страницах официального письма исполняющая обязанности начальника управления по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства администрации ПКГО Нина Гаврилова.
Приведем близко к тексту ее аргументы, ставшие официальной позицией администрации ПКГО. Участок для киоска в районе ДК СРВ расположен в охранной зоне инженерных сетей. Пять клочков земли, занятых «Русскими блинчиками» в разных концах города находятся в зоне эксплуатации автомобильных дорог. Два киоска на Озерновской косе стоят на территории городского пляжа с поляной массового отдыха. Еще два ларька угодили на участок, выделенный под памятную стелу «Город воинской славы». Место возле детской поликлиники, где также расположилось «Сказочное бистро», должно быть освобождено, поскольку используется для парковки автомобилей посетителей. А прицеп в микрорайоне Силуэт у здания по адресу проспект 50 лет Октября, 26, оказался в зоне эксплуатации жилого дома.
Все эти обоснования выглядят так, словно их высосали из пальца. Во всяком случае, Нина Гаврилова, сочиняя свое творение, скорее всего, даже не задала себе несколько простых вопросов. Разве автомобильная дорога, которую в Петропавловске принято называть «красной линией», и возле которой якобы нельзя торговать, появилась вчера? Почему до 2015 года автоприцеп с беляшами, который в любой момент можно отодвинуть, не мешал эксплуатации инженерных сетей и жилого дома, а теперь вдруг стал непреодолимым препятствием? Как может ларек площадью четыре квадратных метра помешать больным парковать свои автомобили? Наконец, почему на пляже с поляной нет места для торговой точки с едой для отдыхающих?
Суд да дело
Так или иначе, 18 из 22 принадлежащих Мгеру Арутюняну «Купав» полтора года назад отправились на площадку временного хранения, а сам бизнесмен отправился в поисках правды в суд. Он подал в краевой арбитраж сразу шесть исковых заявлений. Он просил признать незаконным отказ муниципалитета заключить с ним договор об обеспечении жителей Петропавловска услугами общественного питания. В каждом из исков речь шла о конкретном земельном участке, поэтому получились они почти как под копирку. Пять из шести процессов прошли под председательством судьи Дениса Довгалюка в один день 2 октября 2014 года. Еще одно дело рассматривал судья Игорь Жалудь через полторы недели, 13 октября.
Закон есть закон, и оба служителя Фемиды после недолгого разбирательства вынесли решения, также похожие, как братья-близнецы. Их смысл сводится к тому, что управление по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства незаконно отказало бизнесмену в продлении договора, нарушив соответствующий регламент администрации ПКГО. Вялые возражения мэрских адвокатов, что Арутюнян, дескать, вовремя не принес в городскую администрацию цветные фотографии своих торговых точек, были судом отметены.
Пробная жалоба юристов администрации ПКГО в Пятый арбитражный апелляционный суд во Владивостоке успеха не принесла. Решение судьи Довгалюка там оставили без изменения. В такой ситуации обжаловать пять остальных вердиктов было уже бессмысленно.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Имея на руках вступившие в законную силу решения суда, Мгеру Арутюняну оставалось только пойти в мэрию и подписать бумаги, после чего продолжить спокойно кормить горожан фаст-фудом. Но в управлении по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства слово «взаимодействие» в названии своей конторы понимают, похоже, как-то странно. Во всяком случае, субъекту предпринимательства Арутюняну там снова дали от ворот поворот.
Чиновники уцепились за одну-единственную, повторяющуюся во всех шести судебных вердиктах фразу о том, что «у арбитражного суда отсутствуют правовые основания для возложения на управление обязанности по повторному рассмотрению заявления предпринимателя». Проще говоря, отказавшись продлить договор с бизнесменом, чиновники нарушили закон, но вернуться к обращению предпринимателя и исправить оплошность они не обязаны. Такая позиция выглядит, по меньшей мере, абсурдно.
В нашей истории кол муниципальным чиновникам поставила городская прокуратура. В ходе одной из проверок сотрудники ведомства установили, что «действия должностных лиц администрации Петропавловск-Камчатского городского округа при рассмотрении обращений Арутюняна свидетельствуют о том, что ими не только не предпринимаются надлежащие меры в оказании содействия развитию малого и среднего предпринимательства, но и создаются препятствия для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории краевого центра». По результатам проверки в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства. В муниципалитете бумагу оставили без внимания.
Хочется спросить у наших читателей, не возникло ли у кого-нибудь из них подозрения, что таким образом чиновники попросту прозрачно намекают Мгеру Арутюняну на необходимость дать взятку? Если это так, то в управлении по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства работают преступники и коррупционеры. Разговор с ними в таком случае должен быть коротким: «Встать, суд идет!». Если же там просто не понимают значения слова «незаконно», значит, в кабинетах сидят дураки, которым давно пора указать на выход с вещами.
Ведь Мгер Арутюнян – не единственный петропавловский предприниматель, чьи права были ущемлены муниципалитетом. Как сообщили «Вестям» в прокуратуре Камчатского края, в ходе проверок только за последний год в городе выявлено 44 нарушения закона. В целях их устранения принесено 13 протестов на противоречащие законодательству правовые акты, внесено четыре представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрены и удовлетворены. Разрешено 11 обращений предпринимателей о защите их прав, три из которых признаны обоснованными.
Мгеру Арутюняну за последние полтора года пришлось уволить 74 своих работников, сохранив места лишь 19 сотрудникам. Еще пару лет назад он строил планы по дальнейшему расширению бизнеса и намеревался увеличить штат до 215 человек, но теперь вынужден пополнять армию безработных. Налоговые поступления от его деятельности по итогам 2015 года сократились в два с половиной раза и продолжают снижаться. Только на оплату юридических услуг по представлению своих интересов в суде он израсходовал уже около миллиона рублей.
Но мзду в городскую администрацию не понесет все равно. Из принципа.
Дмитрий ЧЕРНОВ
От «Вестей»:
Нам удалось связаться с первым заместителем главы администрации ПКГО Виталием Иваненко. Его объяснения в этой истории выглядят, мягко говоря, странными. На вопрос, почему не исполняются решения судов, он ответил: «Но ведь суд не указал нам на то, что мы должны подписать договор». Мы это объяснение находим забавным. Когда суд решил, что отказ подписать договор об аренде с Мгером Арутюняном со стороны администрации ПКГО является незаконным, то какие еще разъяснения нужны господину Иваненко?
На вопрос, какие правовые последствия понес бы Виталий Юрьевич, если бы подписал договор, прозвучал ответ: «У нас бы нашли, к чему придраться». Мы не удержались от вопроса, разве городу не нужны дополнительные средства в виде налогов? Разве городской казне стало лучше от того, что бизнес Арутюняна закрыли? Виталий Юрьевич отбил подачу простым и понятным аргументом: «Это лишь общие слова».
Итак, подведем неутешительные итоги. Бизнес Мгера Арутюняна, по сути дела, разрушен. Городской бюджет недополучил налоги на полтора миллиона рублей в год. 74 человека потеряли работу. Из городских чиновников не наказан никто. Кому слать поздравления?
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ