Часть рекомендуемых произведений должны определять учителя, полагают эксперты
Обязательный список произведений, которые необходимо изучать в школе на уроках литературы, в мае предложил создать председатель Общества русской словесности, патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Инициативу поддержал бывший глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, пояснив, что существующая программа вызывает вопросы, и при создании нового «золотого списка» важно опираться на мнение общества. А в сентябре новый министр Ольга Васильева подтвердила, что такой перечень произведений надо вводить обязательно.
В принципе, ничего необычного в этой идее нет: в новой России уже в который раз пытаются «перекроить» стандарт обязательной литературы для школьников. В начале девяностых из программы убрали идеологическую литературу, в 2011-2012 годах разгорелась дискуссия об исключении произведений Лескова и Куприна, сейчас идет уже третья волна.
Недавно глава Российской академии образования Людмила Вербицкая выступила с предложением вычеркнуть из программы средних школ в России роман Льва Толстого «Война и мир», а также ряд произведений Федора Достоевского. По мнению Вербицкой, ребенок не в состоянии понять столь глубокие философские сочинения.
«Мы все учились в школе и помним, что при разборе одной и той же литературной работы у кого-то на уроке было интересно, а у кого-то скучно. И виновато в этом не произведение «Война и мир», а то, как учителя преподают свой предмет», – считает Лидия Антонова. Поэтому мало создать «золотой канон» произведений – важно, чтобы педагоги смогли заинтересовать им школьников.
Впрочем, не все согласны с тем, что школьникам в принципе нужен «золотой канон» литературы. Некоторые учителя считают, что главное – привить любовь к чтению, а там уж пусть читают, что захотят. Сейчас дети зачастую не видят маму и папу с книгой в руках, у них нет культуры чтения, поэтому заставить их «проглатывать» произведения из обязательного списка практически нереально, отмечает председатель «Единой независимой ассоциации педагогов» при Департаменте образования города Москвы Екатерина Морозова. «На мой взгляд, введение «золотого канона» пока преждевременно. К тому же, как объяснить ребёнку, который захочет прочитать что-то не из списка, по собственному желанию, что нужно читать только произведения из перечня?», – аргументирует она. Согласны с этой позицией и в Ассоциации учителей литературы и русского языка: член организации Анита Лаврова посетовала, что сегодня школьники не умеют читать вдумчиво.
«Поэтому мы в первую очередь предлагаем ввести в школах «азы чтения», чтобы дети научились понимать прочитанное», – говорит эксперт. Не совсем понятна концепция «золотого канона» и учителям. Списки обязательной и рекомендованной к прочтению литературы были всегда, они хорошо известны, и произведения, которые включались в них десятилетиями и есть классика, напомнил учитель литературы и истории лицея
№ 1799 Игорь Преображенский. «А помочь учащимся приобщиться к классике может и школьный театр. Погружаясь в этот мир, разыгрывая роли, ребятам уже не кажется, что проблемы литературных героев – это проблемы столетней давности», – полагает он.
Есть вопросы к составлению обязательного списка произведений и в Госдуме. По мнению зампреда комитета Госдумы по образованию и науки Бориса Чернышова, нужно разобраться – хотим ли мы просто написать некий «золотой стандарт» или действительно заинтересовать школьника? «Может быть, разговоры о том, чтобы исключить какие-то произведения из школьной программы ведут правильно, ведь человека сегодня окружает огромное количество информации, дети постоянно сидят в интернете, смотрят телевизор. А количество информации, которую можно усвоить, ограничено», – напоминает депутат. Кроме того, если выпускник решил поступать в технический вуз, то весь одиннадцатый класс он будет готовиться к сдаче ЕГЭ, а произведения XX века пройдут мимо него, считает парламентарий. К тому же, современные дети все равно читают, только не то, что предписывает программа. Поэтому имеет смысл задуматься – не пора ли ввести в «золотой канон» произведения «новой классики»? В Молодежном парламенте при Госдуме к этой инициативе относятся осторожно. «То, что популярно сегодня, может быть востребовано еще 10 лет, но классика вечна, она дает ответы на главные вопросы человека», – поделилась мнением модератор дискуссии, заместитель Председателя Молодежного парламента при Госдуме Мария Воропаева. Да и определиться с тем, кого из современных авторов включить в перечень, будет не так просто. Кто наши классики – Быков, Улицкая, Пелевин? Единого мнения на этот счет пока нет.
Компромиссный вариант – разработка «золотого стандарта» произведений с обязательной вариативной частью, определять которую должны будут учителя.
Эксперты считают, что военные произведения из программы нельзя исключать в любом случае: память о Великой Победе с уходом ветеранов может сохранить только литература. Список обязательной к прочтению литературы, по мнению большинства экспертов, обеспечит ребенку право на литературное образование, он гарантирует, что школьник как минимум ознакомится с литературными «вершинами». Этот перечень в любом случае будет субъективен. Однако если сформировать у школьников интерес к чтению классики, пусть даже и на усеченном материале «золотого канона», ко многим произведениям будут возвращаться и после школы.
(www.pnp.ru)