Руководитель запрещенной в РФ организации отпущен на все четыре стороны
Руководитель елизовской ячейки религиозной секты Свидетелей Иеговы (запрещенная в РФ экстремистская организация) 41-летний Константин Баженов, задержанный 21 августа нынешнего года, на минувшей неделе выпущен судом на свободу из следственного изолятора. Более того, в отношении него даже не избрана мера пресечения, хотя расследование уголовного дела продолжается.
Задержанные вместе с ним две соратницы – жена Снежана Баженова и 71-летняя Вера Золотова – также покинули СИЗО и находятся под подпиской о невыезде. Все трое обвиняются по первой части статьи 282.2 Уголовного кодекса РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Она предусматривает наказание в виде штрафа до 800 тысяч рублей либо лишения свободы на срок от шести до десяти лет.
По версии следствия, супруги Баженовы и Золотова в июле прошлого года организовали в райцентре тайную ячейку запрещенной секты и в собственной квартире в доме на улице Чкалова, 28, конспиративно проводили собрания своих последователей. После того как в отношении иеговистов было возбуждено уголовное дело, сотрудники правоохранительных органов провели обыски в квартирах организаторов и последователей секты. В результате были изъяты носители информации, а также экстремистская литература и рукописные тексты. При этом следователи нагрянули к сектантам как раз в тот момент, когда они проводили коллективное богослужение.
«Являясь организатором и руководителем деятельности запрещенной в РФ организации Свидетелей Иеговы в Елизове, Баженов, при наличии реальной возможности прекратить противоправную деятельность и свое участие в ней, имел умысел на организацию экстремистской деятельности, – сообщили «Вестям» в следственном управлении СК РФ по Камчатскому краю. – Предвидя наступление общественно опасных последствий в виде нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности, и желая этого по мотивам религиозной ненависти, он предпринял действия, направленные на продолжение активной деятельности экстремистской организации, выраженные в созыве еженедельных собраний по вторникам и воскресеньям».
Решение суда о предоставлении Константину Баженову, остающемуся в статусе обвиняемого, полной свободы, выглядит по меньшей мере странно. Неужели елизовский районный суд посчитал, что две женщины охмурили несчастного взрослого мужчину, и он, попав под их влияние, возглавил иеговистов елизовского заповедника? Трудно понять, чем руководствовались тамошние служители Фемиды, оставляя дам под подпиской о невыезде, в то время как человек в самом расцвете сил, который достаточно здоров, чтобы скрыться от следствия, получил полное право отправляться на все четыре стороны. Или кто-то всерьез рассчитывает на сознательность человека, в отношении которого расследуется дело об экстремизме?
Дело Баженовых и Золотовой – уже не первое на Камчатке обвинение последователей запрещенного религиозного культа. Более того, местные суды последовательно проявляют к этой запрещенной организации необъяснимую лояльность. В начале августа нынешнего года судья Камчатского краевого суда Ольга Алексеева, рассматривавшая в апелляционной инстанции меру пресечения в отношении жителей Вилючинска, супругов Михаила и Елены Поповых, обвиняемых по той же первой части статьи 282.1 Уголовного кодекса РФ, также освободила их.
Утром 30 июля в Вилючинске была проведена серия обысков в домах граждан, подозреваемых в участии в запрещенной секте. Супругам Поповым было предъявлено обвинение в организации экстремистской организации и вовлечении в ее деятельность. 1 августа Вилючинский городской суд избрал 56-летнему Михаилу Попову меру пресечения в виде заключения под стражу. Двумя днями позже под домашний арест была отправлена его жена Елена. Однако Поповы подали на решение суда апелляции, которые судья Алексеева немедленно удовлетворила. В результате Михаил Попов провел за решеткой 11 дней, а Елена – всего 4 дня, плюс 7 дней под домашним арестом. Обвинение с них не снято, но семье иеговистов предоставлена полная свобода действий.
Более или менее строгие наказания выносились сектантам на полуострове еще до официального признания Свидетелей Иеговы экстремистской организацией. В частности, в марте прошлого года камчатская организация секты была оштрафована судом краевого центра на 200 тысяч рублей за распространение запрещенной литературы. Это произошло после того, как 13 ноября 2016 года в дом на улице Кавказской в Петропавловске, разбив окно, проникли двое представителей российских силовых структур.
Они открыли дверь изнутри и впустили в здание более 20 оперативников МВД и ФСБ вместе с сотрудником городской прокуратуры. В это время в помещении находилось около 70 человек из числа последователей учения, их дети, а также приглашенные горожане. Правоохранители несколько часов проводили обыск, опрашивали верующих и изымали вещественные доказательства.
Силовики задержали двоих присутствовавших на собрании молодых людей, которые, как утверждалось, не подчинились законным требованиям оперативников. Позже в краевой прокуратуре пояснили, что решение о «силовом входе в помещение» было принято, поскольку сектанты не пускали внутрь правоохранителей. Основанием для обыска, как выяснилось, послужил анонимный звонок в полицию.
Характерно, что на тот момент деятельность Свидетелей Иеговы в России еще не была официально запрещена. Экстремистскими были признаны лишь некоторые издания, издаваемые центральным офисом иеговистов в Бруклине. Одно из них – книга «Чему на самом деле учит Библия» – было записано на компьютерных DVD-дисках, изъятых в ходе обыска. Ранее определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ это произведение было внесено в федеральный список экстремистских материалов.
По мнению прокуратуры, в доме на улице Кавказской происходило массовое распространение запрещенного издания. В результате против сектантов было возбуждено дело по статье 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Производство и распространение экстремистских материалов», по которой юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 100 тысяч до миллиона рублей. Таким образом, иеговисты из краевой столицы отделались тогда, можно сказать, легким испугом.
Согласно материалам суда, во время разбирательства представители объединения настаивали на том, что силовики сфальсифицировали доказательства, подбросив им диски. Такая линия защиты могла, на наш взгляд, родиться только в начисто промытых тоталитарной сектой мозгах. Ведь если бы сотрудники прокуратуры действительно раздобыли где-то запрещенные электронные книги, то за распространение следовало бы судить их самих. Неудивительно, что городской суд признал заявления верующих необоснованными, сославшись на то, что обыск проводился с понятыми. Решение о штрафе впоследствии было обжаловано в краевом суде, но безуспешно.
Менее чем через два месяца после решения суда первой инстанции по этому делу «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» был объявлен вне закона. Верховный суд Российской Федерации признал его экстремистской организацией 20 апреля прошлого года. Была запрещена деятельность всех 395 отделений секты на территории России. Имущество «Управленческого центра Свидетелей Иеговы» в России подлежало конфискации и обращению в пользу государства. Под запрет попали любые массовые акции Свидетелей Иеговы и пропаганда их религиозного учения. Апелляция «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» 17 июля 2017 года отклонена соответствующей коллегией Верховного суда РФ.
Иск о признании «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» и его региональных подразделений экстремистскими, запрете их деятельности и полной ликвидации подало Министерство юстиции РФ. Основной причиной для возбуждения дела стало то, что учение иеговистов «содержит наставления и имеет практику, способные нанести ущерб личности и здоровью адепта, его семье, а также традиционной национальной духовности и государственным интересам».
В частности, Минюст вменил Свидетелям Иеговы в вину отказ от переливания крови, который касается не только их самих, но и членов их семей. «Проводилась экспертиза информационных брошюр Свидетелей Иеговы, и специалисты пришли к выводу, что содержащаяся в них информация представляет угрозу для здоровья», – заявила представитель министерства Светлана Борисова.
Многие в Петропавловске помнят шокирующую историю десятилетней давности, когда врачи краевой больницы имени Лукашевского были вынуждены обратиться в суд для спасения жизни шестилетней пациентки, находившейся в реанимации с черепно-мозговой травмой. Ей было необходимо переливание крови, но на пути докторов стеной встали родители-иеговисты. В интересах ребенка юристы клиники обратились в городской суд Петропавловска с заявлением о разрешении на медицинское вмешательство без согласия родителей. Состояние девочки ухудшалось с каждым часом. Слушания длились три часа, после чего суд удовлетворил требования медиков.
Двумя годами раньше в камчатской столице стая бродячих собак напала на школьника. Мальчик попал в больницу в тяжелом состоянии. Врачам и тогда пришлось через суд доказывать родителям, состоящим в признанной теперь экстремистской организации, что их ребенок имеет право на жизнь. Впрочем, донорство крови – не единственное табу для последователей секты.
Сектантам нельзя приветствовать флаг, гимн, другие национальные символы, а также главу государства. Это считается идолопоклонством. Под угрозой обвинения в «мирской суете» иеговистам категорически запрещается участвовать в выборах. Также сектанты не имеют права служить в армии и ополчении, работать на предприятиях военно-промышленного комплекса, либо еще каким-нибудь образом помогать своему государству во время войны, поскольку вовлечение в мирские конфликты исключено для адептов секты. По той же причине под запретом военные праздники и дни воинской славы. Более того, по причине якобы милитаристского характера этих занятий иеговистам не положено тренироваться в единоборствах и даже играть в шахматы и шашки.
Не дозволяются сектантам вообще любые занятия спортом. Они, так же, как участие во внешкольных мероприятиях, получение высшего образования и даже посещение концертов, «отнимают время, предназначенное для проповедей». Под этим подразумевается пресловутое хождение иеговистов по квартирам, а также приставание к прохожим на улицах с предложением «поговорить о Боге». В зависимости от положения члена организации в ее внутренней иерархии существуют строгие нормы времени на проповеди. Они составляют от 50 до 140 часов в месяц. Что касается медицинских запретов, то, помимо переливания крови, сектантам недопустимо обращаться за помощью к психиатрам и психотерапевтам, поскольку те могут убедить иеговиста покинуть организацию.
Всего насчитывается 63 подобных табу. При этом очень часто Свидетели Иеговы не говорят о прямых запретах, но лишь о «настоятельных рекомендациях». Фактически, однако, это значит ровно то же самое, ибо мало кто в организации дерзнет не последовать «настоятельной рекомендации» свыше. Особенно учитывая разработанную систему всеобщего доносительства и грозящие наказания после рассмотрения проступка на комиссии для оргвыводов.
На процессе в Верховном суде свидетель (в юридическом, а не религиозном смысле этого слова) из Санкт-Петербурга Наталья Корецкая, которая состояла в организации с 1995 по 2009 год, рассказала, что ее члены живут при полном тотальном контроле адептов управленческим центром. «Свидетели Иеговы» формально следят за каноническим соблюдением норм, но на самом деле речь идет о тотальном контроле личной жизни человека: его интимной жизни, образования, работы», – сказала Корецкая.
Отметим, что данная организация была создана на территории США, где до сих пор расположены ее главные руководящие органы. Оттуда же идет и основной поток финансирования. Вероятно поэтому любое участие в светской жизни государства для иеговистов считается созданием идолов, тщетной суетой и вовлечением в мирские конфликты.
Особое распространение секта получила на западе Украины. Установленные иеговистами порядки, предусматривающие строжайшее подчинение исключительно старейшинам местных ячеек, означает только одно: государственные институты и право любой страны для иеговистов вторичны после требований их секты.
Постоянная борьба адептов организации с православием и другими религиозными конфессиями тоже недопустима, согласно действующему российскому законодательству. По сути дела, иеговисты создали государство в государстве со своими законами, своей моралью, порождающими нетерпимое отношение к тем, кто не разделяет их собственную идеологию.
Если до официального запрета организации суды на Камчатке ее последователей наказывали, то теперь местная Фемида относится к ним куда снисходительнее.
Даже несмотря на то, что экстремизм считается тяжким преступлением, а Свидетели Иеговы включены в тот же самый перечень запрещенных в РФ экстремистских организаций, где под первым номером значится Национал-большевистская партия, под 11-м – «Русское национальное единство», а под 37-м – украинский «Правый сектор».
Дмитрий ЧЕРНОВ