Не до барака

На улице Дальней пропала вода

img_1445_web

Наступившие на полуострове морозы доставили много хлопот не только жителям улицы Дальней, но и работникам городского водоканала. Как оказалось, в домах жителей ряда бараков №№ 2, 4, 6, 8 оказался перемороженным ветхий, необорудованный должным образом самодельный водовод.

В ходе проверки инженерная служба водоканала выявила тот факт, что абонентами водоканала (т.е. те, кто оплачивает за потребляемую воду) являются лишь жители дома № 8, с которыми в 2010 году был заключен договор, а остальные квартиросъемщики незаконно подключились  к магистральному водопроводу предприятия. При этом вот уже несколько десятков лет они бесплатно пользуются холодной водой. Служба сбыта водоканала тут же предложила жителям этих бараков «выполнить определенные технические условия, изготовить проект на подключение, построить трубопровод к своим домам, установить приборы учета воды, выполнить официальную врезку в сети водоканала и заключить с предприятием договор», т.к. самодельные сети водовода, подведенные к  домам барачного типа №№ 2, 4, 6, 8 не принадлежат водоканалу. К тому же, как показала проверка, дома на улице Дальней в реестре города не значатся. Вот почему и было предложено квартиросъемщикам все ремонтные работы оплатить из собственного кармана. Вообще-то сама по себе история замерзшего водовода не стоит такого внимания. Обычная штатная ситуация при наступлении холодов, из которой всегда найдется выход.

Вызывает удивление другое, как на протяжении  почти шести десятков лет старые бараки в районе «Кирпичики» оказались бесхозными. Отчего их владельцы, прописанные в краевом центре, обязаны были за любой справкой обращаться на птицефабрику (14 км),  либо в администрацию Елизовского района. И почему за 56 лет так и не был решен вопрос о передаче этих бараков с баланса Елизовского РМО в ведение города Петропавловска-Камчатского?

История этих домов не только грустна, но и поучительна. В далеких 50-х годах прошлого столетия в районе «Кирпичики» располагалась птицефабрика «Восточная», и для рабочих подсобного хозяйства были построены  временные бараки. При этом новоселам выдали ордера, узаконили городскую прописку, и пообещали переселить, когда наступит «светлое завтра – коммунизм». Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Рос и расширялся славный град Петра и Павла, и птичник с его питомцами стал камнем преткновения, т.к. запахи от таких «соседей» распространялись далеко за пределы курятника.  И тогда городские власти приняли решение отселить «попахивающих» соседей на 14 км, где к тому времени уже строился птицеводческий комплекс. В 1961 году три первых птичника были пущены в эксплуатацию, а в 1971 году был сдан последний пусковой комплекс и «Птицепром», образованный в 1973 году, объединил совхозы «Пионерский» и «Елизовский». Лишь в 1986 году, после окончательного завершения строительства комплекса, переехала на километры и бройлерная птицефабрика «Восточная», которой принадлежали бараки. В акте приема-передачи, который подписан был лишь в 2000-2002 году  бывшим председателем комитета по имуществу Елизовского района И. Крузе и главой Пионерского сельского поселения М. Юрьевым,  помимо имущества, техники и оборудования значатся и дома на улице Дальней под номерами 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 15. Таким образом, передав все имущество птицефабрики, а вместе с ним и бараки с прописанными и проживающими в них людьми,  администрация Елизовского района перевалила все проблемы на дотационное сельское поселение. Отныне ремонтом домов на улице Дальняя, снабжением квартиросъемщиков всеми коммунальными услугами, а также переселением людей из ветхого жилья обязана была заниматься администрация Пионерского сельского поселения. При этом коммунальные и иные услуги квартиросъемщики отчего-то исправно продолжали платить в кассу птицефабрики, для чего ездили на 14 км. Устав жить и числиться одновременно в двух городах – Петропавловске-Камчатском и Елизове, – жители трущоб в начале

90-х годов прошлого столетия начали обивать пороги городской администрации в надежде, что вопрос разрешится. Им казалось ненормальным, что дома, стоящие на городских землях, отчего-то числятся совершенно в другом районе. При этом люди, имеющие городскую прописку, за справками вынуждены ездить в Елизовский район. Но в перестроечное время чиновникам было не до народа.

За все это время лишь одна из жительниц барака Светлана Каткова добилась акта обследования своей квартиры в доме № 6. Сколько переживаний и унижений пришлось претерпеть женщине, чтобы 23 марта 2000 года получить бумажку в несколько строчек, где описывается состояние ее комнаты: «Дом каркасно-щитовой постройки 1956 года. Отопление печное. Кровля, стены и полы прогнили и требуют капитального ремонта, имеются разрушения, а также есть угроза обвала сгнивших конструкций. В доме проживают две семьи». И никаких решений ни о сносе, ни о переселении жильцов, ни о передаче дома на баланс краевого центра. Потребовалось еще четыре года, чтобы после  обращения к губернатору Михаилу Машковцеву в 2004 году, ГУП «Камчатская дирекция по строительству» за подписью и.о. начальника дирекции Л.А. Минцева отписала С.В. Катковой: «При передаче жилого фонда, принадлежащего АПК «Пионерская», дом на улице Дальняя, № 6, не был принят на баланс местного совета. Таким образом, данный дом является бесхозным». А как же люди, проживающие в нем? Они-то к какой категории относятся? Бесхозные, бомжи…

Многочисленные обращения жильцов со своей бедой в различные инстанции результатов не дали. Не мог решить проблему людей и собственник жилья – птицефабрика, которая к тому времени пришла в упадок и, по сути дела, обанкротилась.

В июле 2010 году экс-глава Елизовского района В. Бондаренко, отписывая экс-губернатору А. Кузьмицкому и жительнице дома В.А. Гучневой, чья квартира расположена в доме № 2 на улице Дальней,  признал: «Дома №№ 2, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 13, 15 на ул. Дальней, находятся в собственности Елизовского муниципального района. С 2007 года не решается вопрос о передаче данного жилищного фонда в собственность города Петропавловска-Камчатского, где он располагается».

Мы специально перечислим номера и даты официальных писем, которые были направлены в адрес экс-мэра Скворцова в течение трех лет: № 2558 от 26.10.2007; № 588 от 26.03.2008; № 2015 от 06.10.2008;  1123 от 18.05.2009; № 1684 от 27.07.2009 года.

С другой стороны, а почему, собственно, вопрос должен был решаться в пользу Елизовского района, который отчего-то в 1986 году, меняя место расположения птицефабрики, не поднял вопрос о передаче жилищного фонда, а «повесил на себя» дома, находившиеся в черте города Петропавловска?

Барачный фонд, изношенность которого зашкаливает за 100 %, нуждается если не в сносе, то в капитальном ремонте, естественно, городские власти не возьмут: в казне лишних денег нет ни на капитальный ремонт, ни на переселение людей из бараков. Да и семьи к этому времени разрослись, и переселять уже надо не одну, а как минимум три – четыре семьи из одной комнаты.

В решении вопроса по передаче бараков из Елизовского района в город Петропавловск-Камчатский не помог и Арбитражный суд, куда было направлено исковое заявление управления финансов и имущественных от ношений администрации Елизовского района.

21 мая 2010 года по делу № А24-546/2010 было вынесено решение «Об отказе в удовлетворении иска о понуждении Петропавловск-Камчатского городского округа принять безвозмездно от Елизовского муниципального района спорный жилищный фонд, имеющий 100-процентный износ по состоянию на 1998 год». Насколько решение  с юридической точки зрения верное, решать не нам.

Скорее всего, администрация города рассчитывала на то, что Елизовский район вначале отремонтирует эти дома, приведет их в надлежащий вид, а потом передаст. Или передаст в том виде, в каком они по сей день находятся, но с определенными средствами для капитального ремонта.

Не помог в этом вопросе жителям и экс-губернатор Кузьмицкий, к которому жители домов обращались, но ответа так и не получили. Круг замкнулся. При этом люди продолжали там жить и пользоваться коммунальными услугами. Оплату за электроэнергию они производили в кассу «Камчатскэнерго», за отопление, горячую воду и канализацию не платили. Этих услуг в бараках попросту не было. А вот за холодную воду платить были обязаны. А для этого надо было прийти в службу сбыта водоканала, заявить о себе и подписать договор на поставку воды, которой они на безвозмездной основе пользовались несколько десятков лет.

Перемороженный водовод уже подтолкнул власти двух городов к решению вопроса, т.к. ненормально, что люди живут в одном городе, а их дома числятся в реестре другого.

Пока готовился материал Арбитражным судом принято решение о передаче домов в город Петропавловск. Вот только на чьи плечи ляжет забота о капитальном ремонте бараков постройки 50-х годов прошлого столетия?

Нелли БЕРЕЗИНА.

img_1455_web