ДОРОГА БЕЗ КОНЦА

(Продолжение. Начало «В» от 03.02.2021)

В прошлом номере «Вестей» мы начали рассказ о том, как строятся две автомобильные дороги: первая – магистраль общегородского значения от поста ГАИ до улицы Академика Королева с развязкой в микрорайоне Северо-Восток и вторая – на улице Ларина с устройством транспортной развязки с водопропускными сооружениями.

Дороги должны были ввести в эксплуатацию – одну 15 октября 2015 года, вторую – 30 сентября 2016 года. Однако дорожные объекты не построены до сих пор, и когда они наконец будут сданы в эксплуатацию, не знает никто. Газета назвала главным виновником затяжной стройки заказчика – Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и ремонта» (МКУ УКСиР). Когда статья увидела свет, в редакции раздались два звонка от рассерженных читателей. Сначала женский, а потом мужской голос на другом конце провода обвинил газету в предвзятости, т.е. необъективности. Наши неравнодушные читатели отказались представиться и заявили, что мы совсем не разбираемся в строительстве дорог. Безусловно, журналисты газеты не являются специалистами в области строительства объектов такого рода, но у нас на руках имеются документы, по которым мы и готовим свои материалы. Нам придется более подробно изложить, что так называемые специалисты из УКСиРа сделали не так. Начну с того, что за последние шесть лет в УКСиРе поменялось восемь руководителей, дважды полностью обновился состав юристов, а также иных специалистов в области строительства. Вернемся к вопросу профессионализма заказчика. Итак, подробно поговорим о сроках строительства, чтобы ни у кого не возникло сомнений относительно наших выводов.

Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ, заказчик обязан своевременно сформировать и предоставить для строительства земельные участки, которые должны соответствовать проекту и условиям договора. Ключевое слово здесь – «своевременно». По контрактам земельные участки, по которым пройдут магистрали, следовало передать в пользование подрядчику в течение 10 дней с момента подписания договоров. Этого сделано не было. Данное обстоятельство может свидетельствовать о грубом нарушении УКСиР обязательств по муниципальному контракту.

Подрядчик, заключая муниципальные контракты на строительство двух автодорог, даже представить себе не мог, скольких разрешительных документов на тот момент вообще не существовало в природе. Строителей просто ввели в заблуждение. Некоторые бумаги им пришлось ждать почти два года.

Первое из двух разрешений на строительство, в котором речь шла о трассе от поста ГАИ до улицы Академика Королева, было получено только 19 марта 2014 года, то есть спустя 94 дня после подписания контракта. Другое разрешение – на дорогу по улице Ларина – подрядчик получил 27 мая 2014 года, то есть с опозданием на 153 дня. Такую задержку вообще невозможно ни понять, ни объяснить.

Фактически, согласно приказам управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации ПКГО, строительство дороги и развязки на улице Академика Королева осуществлялось на пяти земельных участках. Их общая площадь составила 212 457 квадратных метров, что отличается от условий муниципального контракта. Это свидетельствует о том, что участки под будущую дорогу к моменту заключения договора не были даже сформированы. В результате УКСиР продолжало передавать земельные участки заказчику за пределами срока окончания контрактов, причем задержка составила около двух лет. Разве это не грубейшее нарушение обязательств заказчиком?

По закону любое строительство, будь то жилой дом или автомобильная дорога, должно сопровождаться авторским надзором. Так называют контроль архитектурного предприятия, подготовившего проект, за точным соблюдением его требований. Муниципальный контракт об авторском надзоре за прокладкой трассы на улице Ларина УКСиР заключило с ГУП «Камчатгражданпроект» только 16 февраля 2015 года, то есть больше чем через год после подписания договора подряда. Авторский надзор должен осуществляться постоянно, с первого до последнего дня строительства объекта. Так кто же виноват в том, что подрядчик не уложился в срок?

Эксперты ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации» отметили также, что отвечавшие за прокладку автотрасс в УКСиР господа Романчук и Родомакин согласовали земляные работы с ПАО «Камчатскэнерго» и ПАО «Ростелеком». Эти предприятия владеют подземными коммуникациями, которые в ходе строительства могли быть повреждены. Однако, несмотря на формальные согласования, энергоснабжающая и телекоммуникационная компании впоследствии неоднократно выносили запретительные предписания и приостанавливали работу подрядчика.

Еще одна задержка, ответственность за которую должно нести УКСиР, связана с необходимостью вырубки деревьев на месте будущей магистрали до улицы Академика Королева, что было предусмотрено сметой. Однако точное количество деревьев, которое предстояло спилить, автор проекта господин Родомакин выяснить не удосужился. Без этого лесорубы приступить к работе не имели права. Это недоразумение было устранено только 28 апреля 2014 года, то есть спустя 133 дня после подписания контракта.

Вместо того чтобы исправлять проектно-сметную документацию, в которой ясно видна некомпетентность ее создателей, муниципальное управление капстроительства в судебном порядке расторгло контракты с подрядчиком. Формальным поводом для этого стало существенное нарушение сроков сдачи объектов. Более того, господин Романчук публично в телевизионном эфире обвинил строительную компанию в недобросовестности, фактически возложив на нее ответственность за собственные грубые ошибки. Более того, МКУ УКСиР, то бишь заказчик, отказался оплачивать подрядчику уже выполненные работы. Разумеется, последний вынужден был обратиться в арбитражный суд и выиграл. УКСиР выплатил подрядчику 37 миллионов рублей и компенсировал судебные издержки на сумму 800 тысяч рублей, позже подрядчик сумел отсудить еще около 15 миллионов рублей.

Практически все решения по исковым требованиям подрядчика прошли через Верховный суд и устояли. На одни только командировки своих представителей УКСиР потратил больше миллиона рублей. Главный юрист УКСиРа Ирина Дрожалина проиграла почти все судебные процессы и в конце концов вынуждена была уволиться. Также уволился и Анатолий Родомакин, отвечающий со стороны заказчика за строительство дорог.

Проектно-техническая документация, которую предоставил УКСиР, была выполнена столь небрежно, с многочисленными техническими ошибками, что работать по ней было невозможно. Кстати говоря, спустя пять лет эти, нежно выражаясь, недоработки, до сих пор не устранены.

Отвлечемся на другой пример безобразной подготовки проектной документации и авторского надзора со стороны УКСиР. Речь идет о реконструкции Муниципального автономного учреждения культуры «Городской дом культуры «СРВ». Перед выборами в Государственную думу РФ в 2017 году тогдашний глава Петропавловска-Камчатского Константин Слыщенко пообещал, что объект будет введен в строй во второй половине 2018 года (что теперь с него взять, кроме мазков на COVID-19?). Общая сумма на реконструкцию культурного объекта составляла 335 миллионов рублей. Заказчиком строительных работ выступил все тот же УКСиР. Однако эта славная организация забыла включить в проект перенос силового кабеля и теплотрассы, проходящих через здание дома культуры, а также забыли включить в смету расходы, связанные с подключением водоотведения и электроснабжения, так называемый техпресс. По результатам выявленных недочетов УКСиР обвинил подрядную организацию. Те потребовали увеличить сметную стоимость реконструкции, на что подрядчик ответил твердое «нет» и в одностороннем порядке разорвал контракт. Следующего подрядчика постигла та же участь. Казалось бы, Елену Фокину, работника УКСиР, осуществляющую надзор за стройкой, после всего случившегося надо было гнать поганой метлой, но не тут-то было. Ее повысили в должности, и сейчас она возглавляет в УКСиРе производственно-технический отдел, а развалины городского дома культуры «СРВ» стоят несокрушимым памятником МКУ УКСиР. А господин Слыщенко стал депутатом Государственной думы РФ.

О том, почему две дороги, о которых мы говорили выше, не будут сданы ни в этом, ни в следующем году мы поговорим в очередном выпуске нашей газеты.

(Продолжение следует)

Соб. инф.