Великие художники России

Искусствоведы утверждают: живопись развивает творческое мышление и безупречный вкус. Ученые убеждены, что любование прекрасными полотнами вызывает в организме гормон удовольствия и радости, который возникает при чувстве влюбленности. Для подтверждения обеих теорий газета «Вести» продолжает новую рубрику «Великие художники России», в которой читатели узнают известные факты из жизни талантливых живописцев, узнают о загадочных поворотах в их судьбах и познакомятся с деталями создания самых выдающихся произведений каждого из них.

kiprenskij-avtoportret-1828_web

Орест Адамович Кипренский

(13.03.1782 – 12.10.1836)

Орест Кипренский родился 13 марта 1782 года в усадьбе Нежинское Ораниенбаумского уезда под Петербургом. По бумагам его родителями считались крепостные Адам Швальбе и Анна Гаврилова. Но на самом деле Кипренский был внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова.

Получив вольную в 1788 году, мальчик был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств с фамилией Копорский (по названию ближайшей крепости Копорье, где родился Орест). В возрасте 15 лет в 1797 году Орест стал студентом Академии художеств, где получил более звучную фамилию – Кипренский.

Он обучался в классе исторической живописи у портретиста Георгия Угрюмова и мастера декоративной живописи Габриэля Франсуа Дуайена.

В 1803 году Кипренский окончил Академию, однако конкурс на пенсионерскую поездку не выиграл. С разрешения директора Академии и покровителя художника Алексея Строганова он остался в учебном заведении еще на три года. В 1804 году художник представил на выставке в Академии художеств свой первый портрет, на котором изобразил отчима Абрама Швальбе. Портрет Кипренский выполнил в темно-золотистых тонах, выделил светом лицо с белым шейным платком, а детали одежды погрузил в тень. Глядя на портрет, практически невозможно определить круг, к которому принадлежал мужчина. Работа была выполнена в стиле творчества Рембрандта и фламандского портрета XVII века, что характерно и для западноевропейских художников-романтиков, и стала любимой работой автора. В настоящее время картина хранится и экспонируется в Русском музее.

Два года спустя Орест принял участие в борьбе за Большую золотую медаль и стал обладателем вожделенной награды. Однако путешествие в Италию было отложено на несколько лет в связи Наполеоновскими войнами*, которые шли в Европе.

В Санкт-Петербурге полным ходом началось строительство Казанского собора, который по плану архитекторов должны были украсить живописные росписи и скульптуры. Для их создания пригласили самых талантливых учеников Академии, в том числе и Кипренского. К 1809 году Орест закончил работу над «Богоматерью с младенцем», ставшей одним из немногих иконописных работ автора.

В начале XIX века у публики большим спросом пользовались портреты: их заказывали не только вельможи и государственные деятели, но и состоятельные купцы и чиновники. У Кипренского было много заказов, одним из них стал портрет Ивана Кусова, известного торгового деятеля, владевшего заводами в Петербурге. Однако настоящую славу художнику принес портрет юного Александра Челищева, в будущем героя Отечественной войны 1812 года. Кипренский создал полотно в духе романтизма. На картине 1809 года он изобразил мальчика, почти еще ребенка, с большими внимательными глазами. Цветовая гамма работы сдержана, но выразительна за счет яркого центрального акцента – алого жилета мальчика. Его темно-синий сюртук создает красивый контраст сочному и броскому цвету, а яркие тона бросают розоватые блики на его еще по-детски гладкие и нежные щеки. Хороший цвет лица ребенка из высшего общества оттеняет сахарная белизна воротничка рубашки, почти скрытого высоким воротом верхней одежды. Привлекает внимание и прическа – это типичная мужская укладка, модная в те романтические времена. В настоящее время картина хранится и экспонируется в Третьяковской галерее.

В этом же году Орест Кипренский отправился в творческую командировку из Петербурга в Москву, где написал портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова. Почти полтора века считалось, что на холсте был изображен двоюродный брат Евграфа – Денис Давыдов, знаменитый поэт-гусар и партизан. Путаница произошла из-за неверной расшифровки подписи самого Кипренского. Давыдовы были известной дворянской фамилией. Кроме Евграфа, Кипренский писал портреты Василия и Алексея Давыдовых.

На картине Давыдов изображен стоящим в небрежно-свободной позе, гордо подбоченясь, с рукой, положенной на эфес сабли. Одухотворенность мужественного и одновременно мечтательного воина усилена романтической атмосферой полумрака, пронизанного скользящими пятнами света. Яркие и нарядные цветовые сочетания придают портрету парадность. Всё это вместе создает образ, полный энергии и внутреннего достоинства. В настоящее время картина хранится и экспонируется в Русском музее.

За этот и другие портреты в 1812 году Кипренский получил звание академика.

В мае 1816 года Орест Кипренский отправился в путешествие за границу – о нём художник мечтал больше десяти лет. Первой Кипренский посетил Германию, а после побывал в Италии, где представители Флорентийской академии обратились к художнику с просьбой написать для галереи Уффици автопортрет.

В этом старейшем европейском музее хранились изображения знаменитых живописцев разных эпох. Оставить свой портрет в этой галерее – значило обрести мировое признание. До Ореста Кипренского ни один из русских мастеров такой чести не удостаивался.

Во время нахождения в Италии художник искал натурщиц для своих работ и встретил Анну-Марию Фалькуччи. Восьмилетняя девочка была практически беспризорной. Её мать вела беспорядочный образ жизни и не следила за ребёнком. Орест Адамович сжалился над девочкой, приютил её, а матери ежемесячно выплачивал деньги. Анна-Мария стала натурщицей для картины «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», известной также под названием «Портрет Мариуччи».

Позже художник нашел натурщицу, ставшую впоследствии его любовницей. Но вскоре её труп нашли в мастерской живописца. Женщину обвернули в холст, облили скипидаром и сожгли заживо. Через несколько дней в городской больнице «Санта-Спирито» умер от неизвестной болезни слуга Кипренского, молодой и дерзкий итальянец.

Художник утверждал, что натурщица была убита слугой. Но римские обыватели говорили, что бедную женщину убил сам Кипренский. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи – ремесленники и торговцы – грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж, а затем вернулся в Россию. Перед возвращением на родину Орест успел позаботиться о своей подопечной Анне-Марии, определив её в пансион. Взять девочку с собой в Россию художнику запретили итальянские власти.

Академия художеств встретила своего выходца прохладно: слишком долгим было его отсутствие. Заметно поостыла и публика, некогда боготворившая гениального портретиста. Вскоре в Россию просочились слухи об итальянском происшествии, связанном с убитой натурщицей. Кипренского стали игнорировать многие знатные дома. Академия художеств  отказала в официальной должности.

Со временем о трагедии в Италии забыли. Кипренский стал снова получать заказы на портреты. В 1827 году он написал портрет Александра Пушкина, который стал самым известным и распространенным изображением поэта. Заказчиком полотна был барон Антон Антонович Дельвиг, близкий друг Пушкина еще со времен учебы в Царскосельском лицее.

На полотне Пушкин представлен по пояс с повернутой налево головой и скрещенными на груди руками. На правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед экосез – натуральный шотландский килт. Этой деталью художник обозначил связь Пушкина с Байроном, английским поэтом родом из Шотландии, который был кумиром романтизма.

Портрет экспонировался на выставке 1827 года в залах Академии художеств и получил множество восторженных отзывов. Пушкин очень дорожил полотном Кипренского и в 1831 году выкупил его у вдовы Дельвига. В 1916 году Совет Третьяковской галереи приобрел это произведение у внука поэта.

В 1828 году Кипренский принял решение покинуть страну и окончательно поселиться в любимой Италии. Однако к тому времени в Европу переехало немало талантливых портретистов, которые составили прославленному мэтру серьезную конкуренцию. Орест продолжал усердно трудиться, но его карьера неуклонно шла на спад.

Спустя несколько лет художник разыскал Анну-Марию, ту самую, что запечатлена на картине «Портрет Мариуччи» и которой уже исполнилось 25 лет. Из маленькой девочки она превратилась в прекрасную девушку и мгновенно очаровала художника. Он был старше Марии на 30 лет, но это его не смутило. Ради брака с возлюбленной Орест принял католичество, и вскоре пара обвенчалась. Однако счастья в этом браке не было. Мариучча не любила своего благодетеля, а Кипренский много пил. Супружеская жизнь их продлилась недолго: через три месяца после свадьбы художник заболел воспалением легких, от которого скончался 12 октября 1836 года, не успев закончить картину «Ангел-хранитель», для которой позировала молодая супруга.

Художника похоронили в Римском католическом храме Сант Андреа Делле Фратте.

Сразу после его смерти Мариучча продала Академии художеств все картины покойного мужа, включая свой детский портрет с венком. Еще через несколько месяцев она родила дочь Клотильду.

Академия художеств выплачивала ей небольшую пенсию, но Мариучча быстро снова вышла замуж и оборвала все связи с соотечественниками художника.

В России памятник великому художнику был установлен на его родине, в маленькой деревушке Нежново Кингисеппского района Ленинградской области и открыт в марте 2017 года.

Варвара ВОЗНЕСЕНСКАЯ

(по материалам российских изданий)

Справка от ВЕСТЕЙ:

*Наполеоновские войны – это серия войн различных государств Европы против Наполеона Бонапарта в период его правления Францией в качестве Первого консула и императора. Они состояли из пяти коалиционных войн (1805–1815) и двух отдельных: Пиренейской войны (1808–1814) и Отечественной войны в России 1812 года.


Богоматерь с младенцем 1809 год
Богоматерь с младенцем 1809 год

Девочка в маковом венке и гвоздикой в руках 1819 год
Девочка в маковом венке и гвоздикой в руках 1819 год

лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова 1809 год
лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова 1809 год

Портрет Александра Челищева 1809 год
Портрет Александра Челищева 1809 год

Портрет отчима Адама Швальбе 1804 год
Портрет отчима Адама Швальбе 1804 год

Портрет Пушкина 1827 год
Портрет Пушкина 1827 год