ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Искусствоведы утверждают живопись развивает творческое мышление и безупречный вкус. Ученые убеждены, что любование прекрасными полотнами вызывает в организме гормон удовольствия и радости, который возникает при чувстве влюбленности. Для подтверждения обеих теорий газета «Вести» продолжает новую рубрику «Великие художники России», в которой читатели вспомнят известные факты из жизни талантливых живописцев, узнают о загадочных поворотах в их судьбах и познакомятся с деталями создания самых выдающихся произведений каждого из них.

 vasilij-vereshhagin_web

Василий Васильевич Верещагин

(14.10.1842–31.03.1904)

Василий Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце (ныне Вологодской области) в семье состоятельного помещика Василия Васильевича и Анны Николаевны. В семье Верещагиных родилось двенадцать детей, по иным сведениям, их было одиннадцать, однако в живых осталось только семеро, остальные умерли в младенчестве.

Детство Василия прошло в родовом поместье отца, где образованная и начитанная мама учила своих детей иностранным языкам, преподавала историю и географию, приучала к музыке, поскольку сама играла на фортепиано.

Когда Василию исполнилось восемь лет, его вместе со старшим братом Николаем одиннадцатилетнего возраста направили учиться в Александровский кадетский корпус для малолетних сирот, расположенный в Царском Селе (ныне Пушкинский район города Санкт-Петербурга). Учреждение было создано в том числе для получения начального образования сыновей заслуженных воинов дворянского происхождения. Именно там у Василия проявились способности к живописи.

Спустя три года юношу перевели в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга, где он учился четыре года. В 1857 году молодой гардемарин Верещагин отправился на фрегате Балтийского флота «Камчатка» во Францию. По пути судно часто и надолго останавливалось в заграничных портах, поэтому пятнадцатилетний юноша получил возможность познакомиться с европейской жизнью, участвовал в балах, наслаждался архитектурой заграничных городов.

В 1858 году Василий стал посещать Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха), против воли отца вскоре вышел в отставку и поступил в Императорскую Академию художеств. После трех лет обучения Верещагин оставил Академию. Он путешествовал по Кавказу, несколько лет учился в Париже у французского живописца и скульптора Жана-Леона Жерома и только весной 1866 года вернулся на Родину, чтобы завершить свое официальное обучение.

В 1867 году Василий Верещагин получил приглашение поступить на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману штатным художником. Присоединение Средней Азии к Российской Империи происходило силовым методом, поэтому бухарские войска и местные жители боролись за свои территории. Так в мае 1868 года Василий Верещагин стал участником осады крепости Самарканда войсками шахрисабзских беков, китай-кипчакских племен и восставшими местными жителями. За героическую оборону Самаркандской крепости Верещагин был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Весной 1869 года Василий представил столичной публике работы, выполненные им в Туркестане. Однако свои впечатления от личного участия в обороне цитадели Самарканда и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана Верещагин запечатлел после второго путешествия в Азию.

В Мюнхене, где художник жил и работал с 1871 по 1873 год, он создал уникальную «Туркестанскую серию», состоящую из нескольких десятков работ, посвященных не только военным событиям, но и среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения.

Одной из впечатляющих полотен стала работа «Апофеоз войны». На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев. Над останками человеческих голов, кости которых изрублены мечами и саблями, кружатся черные птицы. Выжженная от палящего солнца земля давно впитала кровь и плоть убитых воинов и выглядит безмолвной пустыней, на которой, возможно, никогда не появится новая жизнь.

Существуют несколько историй, которые легли в основу создания полотна. По одной из них, автор был впечатлен судьбой могущественного средневекового полководца Тамерлана, боевые заслуги которого были вымощены костями убитых воинов и врагов. По другой версии, Верещагин был впечатлен историей немецкого исследователя Центральной Азии Адольфа Шлагинтвейта. По приказу китайских властей путешественнику отрубили голову как шпиону, поскольку считали недопустимым появление на своей земле европейских чужеземцев.

Изначально полотно должно было иметь другое название, но автор передумал и нанес название работы на раму. Внизу рамы Верещагин написал: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

В Лондоне «Туркестанская серия» имела грандиозный успех, однако в Санкт-Петербурге критики осудили творчество автора за уважительное отношение к врагам и отсутствие патриотизма. Работы Верещагина не понравились императору Александру II, однако Академия художеств присвоила Василию Васильевичу звание профессора, от которого Верещагин отказался.

Вся «Туркестанская серия» была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым у автора на выставке за 97 000 рублей. «Апофеоз войны» и многие другие работы до сих пор хранятся в Третьяковской галерее.

После выставки Верещагин уехал в Индию, где прожил два года и создал несколько десятков этюдов и работ, на которых изобразил архитектуру, быт и внешность иноверцев.

Одной из самых ярких работ стало полотно «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», выполненное из серии этюдов. На картине автор изобразил выдающийся памятник архитектуры XVII века Тадж-Махал, соединивший в себе элементы персидского, арабского и индийского стилей. Он был построен по приказу падишаха империи Великих Моголов Шах Джахана I в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребенка. После смерти повелителя его похоронили в мавзолее рядом с любимой супругой.

Тадж-Махал строился почти двадцать лет, его стены были выполнены из полупрозрачного мрамора, в связи с чем при ярком дневном свете он выглядел белым, на заре розовым, а в лунную ночь приобретал серебристый оттенок. Грандиозное сооружение не могло оставить равнодушным художника, мавзолей им писался с натуры. Найдя необычный ракурс дворцовой композиции, Василий Васильевич отразил мавзолей в прозрачных водах священной для индийцев реки Джамна (Джумна). Этот прием позволил автору добиться эффекта миража, который должен скоро исчезнуть.

Работу приобрел Павел Иванович Харитоненко – богатый промышленник и коллекционер живописи. После революции семья Харитоненко уехала за границу, а его коллекция была национализирована. В Третьяковской галерее картина появилась лишь в 1925 году, поступив от народного комиссариата иностранных дел.

В Индии Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и наскальные монастыри, религиозные церемонии, портреты факиров и буддийских монахов. «Индийская серия» состояла из 139 картин и этюдов, 75 из которых купил Павел Третьяков.

Весть о войне с турками* застала Верещагина в Мезон-Лаффите, пригороде Парижа, где располагалась его мастерская, в которой художник работал после возвращения из Индии. В составе действующего подразделения русской армии, он добровольно отправился на Балканы.

Художник участвовал в некоторых сражениях и в июне 1877 года получил тяжелое ранение, которое могло привести к потере ноги, но врачи смогли сохранить жизнь и здоровье Василия Васильевича. Когда рана зажила, он вернулся в действующую армию. За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался. Итогом войны стало подписание мирного договора, получение автономии для Боснии и Герцеговины и потеря тысячи русских солдат и офицеров. Среди погибших оказался младший брат Верещагина – Сергей Васильевич.

После окончания войны Василий Васильевич приступил к серии работ, посвященных Балканским событиям, одной из которых стало полотно «Побежденные» (Панихида).

На картине изображено огромное поле, сплошь укрытое полуобнаженными изуродованными телами погибших людей. Над ними стоят священник, который читает заупокойную молитву, и офицер, склонивший голову перед воинами. На войне автор часто сталкивался со зверствами турок над останками убитых русских людей, поэтому решил наглядно показать всю бесчеловечность врагов.

В левом углу просматриваются очертание свежевырытой братской могилы и часть креста, который установят после захоронения погибших. Останки тел сливаются с желтой пожухлой травой поля, придавая трагедии ощущение бесконечности. Темное хмурое небо готово пролиться дождем, но даже природа ждет окончания всех ритуалов, необходимых для спасения душ отважных героев.

Картина была приобретена у автора коллекционером Павлом Третьяковым в 1887 году, в настоящее время хранится в Третьяковской галерее.

Василий Верещагин много путешествовал, он побывал в Палестине и Сирии, был в Нью-Йорке, посещал Соловецкие острова (архипелаг Белого моря), некоторое время жил в Крыму.

В начале XX века художник ездил на Филиппины и Кубу, посетил Японию, но прожил там несколько месяцев и вернулся в Россию. После начала Русско-японской войны художник вновь отправился на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, когда на мине подорвался броненосец «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. За полторы минуты гигантский броненосец скрылся под водой, унеся с собой шестидесятидвухлетнего художника и более шестисот человек команды.

Василий Васильевич был дважды женат. С первой супругой Элизабет Марией Фишер (Елизаветы Кондратьевной) художник познакомился в Мюнхене, когда работал над «Туркменской серией». Она была немкой, моложе избранника на 14 лет, совершенно не знающей русского языка. В период совместно жизни она сопровождала мужа в опасных поездках по Сирии и Палестине, вместе с ним была в Индии, на Тибете и в Гималаях. Однако спустя девятнадцать лет этот брак распался, по одной из версий, из-за слишком легкомысленного поведения Елизаветы (неоднократной измены любвеобильной женщины), по другой – встреча Верещагина с другой женщиной.

Бывшая супруга прожила 85 лет и умерла в Париже в 1941 году.

Вторая жена Василия Васильевича была молодая талантливая пианистка Лидия Васильевна Андреевская, которая по рекомендации друзей художника сопровождала Верещагина с выставками, организованными в США.

По замыслу автора, для погружения иностранцев в русскую культуру его полотна должны были экспонироваться на фоне русской музыки, которую виртуозно исполняла Лидия Васильевна. После возвращения в Россию художник начал совместную жизнь с Андреевской и процедуру развода со своей женой.

В этом браке родилось четверо детей. После смерти любимого супруга Лидия Васильевна осталась без средств к существованию, она продала имение, построенное на берегу Москвы-реки по проекту супруга, не сохранившееся в настоящее время, и картины художника, которые выкупил император Николай II. Однако она пережила Василия Васильевича всего лишь на семь лет, покончив жизнь самоубийством.

Старшая дочь Лидия умерла в возрасте шести лет, средняя дочь Анна покончила жизнь самоубийством в 22 года, младшая дочь Лидия умерла в родах, когда ей исполнилось 32 года, сын Василий прожил долгую жизнь, но умер бездетным в возрасте 89 лет.

Единственный внук Василия Верещагина Александр, рожденный от дочери Лидии, после ареста своего отца был передан на воспитание Сергею Федоровичу Плевако, сыну известного адвоката Федора Никитовича Плевако. Мальчик попал в новую семью после смерти матери, был официально усыновлен, до конца своих дней (он умер 22 июня 2021 года) носил фамилию и отчество приемного отца, но всю жизнь считал себя потомком двух великих дедов: талантливого адвоката и непревзойденного художника-баталиста.

За всю жизнь Василий Верещагин опубликовал 12 книг и множество статей, которые выпускались в российской и зарубежной прессе.

Его именем названы улицы Череповца, Воронежа, Алматы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Киева, Днепропетровска, Запорожья, Ломоносова, поселка художников «Сокол» (Москва). В Пермском крае находится город Верещагино (станция Вознесенская, переименованная после гибели художника, который останавливался там по пути на Дальний Восток).

В череповецком доме, где родился Верещагин, был создан музей имени художника. В этом городе его именем названа и Центральная городская библиотека, братьям Верещагиным установлен памятник.

На Карском море именем Василия Васильевича назван мыс, в 1992 году его именем был назван астероид.

 Варвара ВОЗНЕСЕНСКАЯ

(по материалам российских изданий)

* Справка от Вестей:

Русско-турецкая война – это война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны и Османской империей с другой, в рамках Восточного кризиса, от названия которого происходит еще одно ее название, используемое в России – «Восточная война 1877–1878 гг.». Со стороны России целью войны являлось освобождение православных славян, живших на территории Румынии, Сербии, Черногории и Болгарии, расположенных на юго-востоке Европы. Русская армия разгромила превосходящие силы турок и выполнила свою главную задачу, освободив южно-славянские народы от турецкого ига.

Апофеоз войны 1871 год Третьяковская галерея
Апофеоз войны 1871 год Третьяковская галерея

Двери Тимура Тамерлана 1871 год Третьяковская галарея
Двери Тимура Тамерлана 1871 год Третьяковская галарея

 


Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874-1876 годы Третьяковская галерея
Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874-1876 годы Третьяковская галерея

 


Побежденные Панихида 1878-1879 годы Третьяковская галерея
Побежденные Панихида 1878-1879 годы Третьяковская галерея

 


Попадают врасплох 1871 год Третьяковская галерея
Попадают врасплох 1871 год Третьяковская галерея

 

У крепостной стены   Пусть войдут 1871 год Третьяковская галерея
У крепостной стены
Пусть войдут 1871 год Третьяковская галерея