Муниципальная аптека № 37 в Вилючинске доживает последние месяцы. Еще весной в мэрии закрытого города стали говорить о том, что аптеку закроют, а 20 сотрудников в августе попадут под сокращение. На данный момент официального приказа о ликвидации муниципального предприятия нет. Но уже на протяжении нескольких месяцев покупатели наблюдают одну и ту же картину – полупустые витрины.
Одной из социально значимых функций муниципальной аптеки является изготовление и продажа экстемпоральных препаратов (то есть по индивидуальному рецепту). Лекарства делали и для больницы, и для роддома. Особенно детям в первый год жизни нужны экстемпоральные препараты. Сейчас их производство уже прекратилось.
Лекарства «ручной сборки» эффективнее, оказывают меньше негативных побочных действий, так как не содержат консервантов, добавок, стабилизаторов, что важно для аллергиков.
Кроме того, остались некоторые составы лекарственных форм (особые мази, капли), которые возможно изготовить только в производственном отделе аптеки.
Теперь пациентам предлагают отправляться за такими препаратами в муниципальные аптеки города Елизова.
У аптеки № 37 есть три филиала. Два – в микрорайоне Приморский на улице Победы и в здании городской вилючинской больницы, третий – в микрорайоне Рыбачий. Этому учреждению более 40 лет. Почти столько же проработали в этой аптеке фармацевты Валентина Евсеева и Любовь Вандышева. Они рассказывают, что аптека изначально была убыточным предприятием, и всем известно, что выжить она сможет только при больнице и поддержке администрации Вилючинска. И если при прошлой власти предприятие хоть как-то держалось, то новые власти даже не пытаются биться за сохранение единственной муниципальной аптечной сети.
Сейчас на 37-ой аптеке «висят» большие долги – около семи миллионов рублей, а это значит, что не на что купить лекарства. Поставщики – не благотворительный фонд, и все реже дают товар в долг. Одно время поставщики вообще отказывались давать жизненно необходимые лекарства, например, для диабетиков, так как аптека с ними не расплачивается. А это, можно сказать, преступление. Но на самом деле задолжала не аптека, а вилючинская больница. Администрация больницы с февраля этого года (после того, как к власти пришел новый главврач Андрей Соловьев) приостановила выплаты по федеральной программе предоставления бесплатных лекарств пациентам. Долг уже вырос до 3,5 миллиона рублей.
Чтобы не платить, Андрей Соловьев, на первый взгляд, нашел законную причину. Дело в том, что при главвраче Громыко аптека и больница заключили договор на предоставление бесплатных лекарственных средств пациентам без проведения обязательных муниципальных аукционов. Почему местные власти раньше не обратили внимания на то, что предоставление услуг незаконно? Главврач Соловьев решил договор расторгнуть, не заплатив при этом ни копейки за лекарства. В марте этого года состоялся новый аукцион, но аптека № 37 принять участие в нем не смогла, таким образом, осталась вообще без средств на существование, да к тому же с долгами. Основной доход, а это 70 %, предприятие получало за счет предоставления бесплатных лекарств.
Конкурс выиграла аптечная сеть «Фарма-Елизово».
С одной стороны понятно, почему муниципальная аптека осталась не у дел. В «Фарме-Елизово» цены всегда были ниже, так как там работают по предоплате и напрямую с поставщиками. А муниципальная аптека работает через посредников, да еще в долг. Да и чтобы участвовать в аукционе, нужно иметь в наличии товар, который приобрести 37-ая аптека не может.
Но с другой стороны, зачем надо было доводить до такого состояния муниципальную аптеку, когда финансирование на эти цели в больницу поступает? А куда ушли деньги, которые должны были пойти на оплату бесплатных лекарств пациентам? Задавались ли этим вопросом местная власть и правоохранительные органы?
Все что могли сделать представители вилючинской администрации – посоветовать руководству муниципальной аптеки подать в суд на вилючинскую больницу. Но юрист медучреждения на суде настаивает на незаконности сделки и отказывается от выплаты долга и заключенных договоров. Хотя врачи больницы выписывали рецепты пациентам, а те в свою очередь приобретали по ним лекарства. И об этом знает глава администрации Евгений Липаков. Не правда ли, абсурд?
Саида ВАГАБОВА.
Справка «В»
По данным Международной фармацевтической федерации, аптечное производство лекарств в мире за последние годы увеличилось на 14 %. Спрос на экстемпоральные препараты не сокращается. Так, в Казахстане ассортимент производимых аптеками лекарств составляет примерно 200 наименований. В большинстве государств, за исключением Португалии, аптеки также производят экстемпоральные лекарства. В Австралии, Австрии, Хорватии, Финляндии, Франции, Германии эта практика распространяется на все аптеки, в Исландии, Италии, Норвегии, Польше, США – на большинство из них.