Громкое дело по пыткам в казанском отделении полиции, похоже, станет удобным поводом для Москвы лишить Татарстан части суверенитета. Как стало известно, МВД по Татарстану выведено из подчинения республиканскому правительству и напрямую подчинено федеральному МВД.
В других регионах такая практика была проведена давно, однако Татарстан, периодически проявлявший после «парада суверенитетов» сепаратистские настроения, федеральный центр предпочитал до поры до времени не трогать. Власти республики оперативно выпустили указ, приводящий местное законодательство в соответствие с федеральным.
Должность министра внутренних дел по Республике Татарстан была исключена из перечня должностных лиц, входящих в состав правительства региона, кроме того, как значится в опубликованном в местной прессе указе президента Татарстана, из структуры исполнительных органов республиканской власти исключено МВД Татарстана.
Формально ничего сверхъестественного в указе действительно нет. По словам сопредседателя центра «Бизнес против коррупции» Андрея Назарова, работавшего первым зампредом комитета по законодательству в прошлом созыве Госдумы, жесткая правоохранительная вертикаль была выстроена в России сразу после завершения так называемого ельцинского «парада суверенитетов». «В конце 1990-х годов с приходом Путина в субъектах России руководители подразделений внутренних дел были выведены из структуры исполнительной власти республик и официально перестали подчиняться местному руководству», – пояснил г-н Назаров.
На деле в Татарстане до последних событий не собирались менять законодательство, так что глава МВД находился в прямом подчинении президента республики. Власти Татарстана вообще то и дело демонстрировали особое место республики в России. Наиболее сложным оказался процесс приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным, начатый в 2001 году. Часть несоответствий не удалось урегулировать до сих пор. Самым громким стал разгоревшийся в мае 2011 года скандал с признанием Верховным судом России присяги президента Татарстана Рустама Минниханова недействительной.
Тогда выяснилось, что в тексте присяги ничего не говорится об обязательстве выполнять распоряжения федеральных властей, зато есть клятва «верно служить народу Республики Татарстан», хотя в соответствии с действующим законодательством Минниханов должен был присягать на верность народу России. Заставить власти Татарстана присягнуть по-новому федеральный центр тогда так и не смог.
В республиканском МВД заверили, что указ о выведении МВД из подчинения местных властей якобы был подписан 10 марта и изменения никак не связаны с пытками в отделе полиции «Дальний». Однако совпадения
говорят о том, что именно этот инцидент повлиял на решение президента Татарстана отдать часть неположенных полномочий центру.
Впрочем, правозащитники не верят в действенность даже таких изменений. «Российские правозащитники, входящие в рабочую группу по содействию реформе МВД, ранее предлагали создать в стране независимый орган, куда могли бы стекаться жалобы на действия полицейских», – сказал директор представительства Amnesty International в России Сергей Никитин.
Впрочем, есть и другая точка зрения. «Следственный комитет готовится к расширению и поглощению всех следственных органов других силовых ведомств, не уверена, что в этих условиях нужно создавать еще какое-то дополнительное подразделение, – прокомментировала Ольга Костина,
лидер движения «Сопротивление», специализирующегося на помощи пострадавшим от полицейского беспредела. – Я бы лучше вспомнила про ФСБ, в структуре которой есть управление по надзору за органами внутренних дел, в советское время они достаточно эффективно действовали, и, по-моему, пора возродить такую практику».