На прошлой неделе в базе документов ВТО было опубликовано официальное уведомление США с 29 вопросами к России.
Сами американские чиновники не до конца разобрались в регулировании Таможенного союза. В первом же вопросе они просят разъяснить, как взаимодействуют Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Комиссия Таможенного союза, в чем разница между ними. Хотя Комиссии Таможенного союза уже более года не существует – она была упразднена в феврале 2012 г., а все ее функции перешли к ЕЭК.
Большинство вопросов касаются соглашения России, Белоруссии и Казахстана о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам. США, например, просят уточнить, что считается «материальным ущербом отрасли» и как он определяется. По соглашению под «отраслью» понимаются компании, на которые приходится не менее 25 % производства конкретного товара в трех странах. В правилах ВТО другое определение – более 50 %. «Объясните, как производители, на которых приходится лишь 25 % выпуска, могут считаться большинством», – пишут американские чиновники.
Авторы уведомления также просят рассказать о процедурах расследований и введения защитных пошлин. Для США это насущные вопросы, замечает партнер King and Spalding Илья Рачков. ЕЭК уже ведет антидемпинговые и специальные защитные расследования, из-за которых могут пострадать американские компании, – например в отношении импорта комбайнов.
Представитель министерства торговли США и его коллега из управления торгового представителя США не ответили на вопрос «Ведомостей», с чем связана публикация уведомления, и какие шаги могут за ним последовать. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель ЕЭК сообщил, что комиссия в рамках подготовит ответы для США.
«Это нормальный рабочий процесс», – объясняет чиновник, близкий к ЕЭК. Страны – члены ВТО постоянно обмениваются вопросами и разъяснениями. Россия должна представить ответы к заседаниям комитетов ВТО по антидемпинговым, компенсационным и защитным мерам, которые пройдут в Женеве в конце апреля.
Россия существует в двух режимах – Таможенного союза и ВТО, их отдельные правила расходятся или противоречат друг другу, говорит Рачков. Например, в соглашении России, Белоруссии и Казахстана в отличие от правил ВТО не устанавливаются требования к доказательствам, подтверждающим ущерб отрасли.
Получив разъяснения, США могут указать, что регулирование в Таможенном союзе противоречит правилам ВТО, и потребовать устранить нарушения, рассуждает Рачков, если Россия не согласится, жалоба может быть передана в орган ВТО по разрешению споров. Если США докажут, что регулирование в Таможенном союзе противоречит нормам ВТО, то все три страны должны будут подстроиться под правила ВТО, замечает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский.
Вопросы ранее были и у ЕС: в феврале в официальном уведомлении ЕС просил Россию обосновать запрет на ввоз охлажденного мяса. Европа не до конца понимает, как взаимодействовать с Таможенным союзом, при том, что Россия присоединилась к ВТО, рассказывал европейский чиновник.
Маргарита ЛЮТОВА.
(«Ведомости»)
Простой вопрос о ВТО
В январе во время Гайдаровского форума президент Сбербанка Герман Греф спросил министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и министра по делам «открытого правительства» Михаила
Абызова, сколько часов они потратили на изучение правил ВТО: «Правила ВТО – это 47 000 страниц документов, базовое соглашение – это 600 страниц. Я не хочу загонять в тупик министров, я знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО, потому что если вы ответите, что это так, то я задам первый и самый простой вопрос <… > что регулируется правилами ВТО, не рискуйте отвечать».