Датская угроза оказалась не смертельной для «Газпрома»
Риски затягивания строительства газопровода «Северный поток — 2» (СП-2)» из-за негативной позиции Дании существенно снизились после датско-германских переговоров. Теперь Дания признает, что не сможет заблокировать проект СП-2. Но требует увязки разрешения на прокладку труб с гарантиями России на сохранение транзита газа через территорию Украины. О принципиальном согласии на украинский транзит после 2019 года представители «Газпрома» уже объявили.
Дания решила увязать разрешение на строительство газопровода «Северный поток — 2» с гарантиями России на продолжение транзита газа в Европу через Украину, сообщает «Немецкая волна».
«В этой связи украинский вопрос имеет решающее значение», – заявил премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен после встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель.
Расмуссен напомнил, что правительство Дании еще не дало согласия на строительство газопровода в исключительной экономической зоне страны. Датские законы требуют, чтобы правительство, принимая решение, «учитывало геополитические рамочные условия». Этот аспект сейчас изучает Министерство иностранных дел Дании. Ранее датские законы не предполагали запрет на строительство по политическим мотивам. Единственной причиной для запрета могли быть только экологические соображения.
Но, чтобы получить право запрета на экологически безопасный проект, Дания изменила в прошлом году собственное законодательство. И теперь разрешение на прокладку выдает не энергетическое ведомство, а датский МИД.
Учитывая «датскую угрозу», проектировщики СП-2 разрабатывают обходной маршрут, который обесценивает датское вето. Если власти Дании не выдадут формального разрешения, то бюджет строительства и его сроки изменятся. «Нам, возможно, придется пересмотреть маршрут газопровода, что будет стоить дороже и, вероятно, приведет к задержке строительства», – говорил финансовый директор компании — оператора проекта Nord Stream 2 Пол Конкоран.
В октябре прошлого года технический директор Nord Stream 2 AG Сергей Сердюков объяснял, что альтернативный вариант маршрута СП-2 на случай датского запрета уже проработан, и он длиннее всего на 10 километров по сравнению с оптимальным.
Еще одна «датская закавыка» – это требование передать права на коммерческие переговоры с РФ по СП-2 Брюсселю. Но на это условие пока не соглашается Берлин. Тогда как на сохранении украинского транзита Германия настаивает уже много лет. Больше года назад тогдашний глава МИДа Зигмар Габриэль объяснял в Москве, что «Северный поток — 2» нужен Берлину, но не вместо украинского транзита, а вместе с ним.
Теперь проблема украинского транзита почти решена, поскольку Москва больше не заявляет об отказе прокачивать газ через Украину. И главная надежда противников проекта связана с негативной позицией Еврокомиссии, которая не поддерживает СП-2. «У нас нет правовых возможностей для того, чтобы предотвратить осуществление этого проекта, однако есть возможности для того, чтобы его замедлить, поскольку мы можем помешать прокладке труб у острова Борнхольм», – отметил Расмуссен, слова которого приводит датское информагентство Ritzaus Bureau. Датский премьер подчеркнул, что в данном случае маршрут газопровода будет изменен и пройдет через международные воды, что уже не будет требовать разрешения Дании. Поэтому, с точки зрения датского руководства, оптимальным было бы, если бы переговоры с Россией по строительству газопровода вела Еврокомиссия, а не отдельные государства ЕС.
Российские эксперты не исключают, что разрешение на строительство трубы – это вопрос торговли и взаимных уступок между Германией и Данией. «Госпожа Меркель отстаивает интересы Германии, которая может стать основным транзитером российского газа после сокращения украинского транзита», – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. По его словам, нынешние российско-украинские переговоры об условиях транзита осложняются желанием Киева существенно повысить плату за перекачку российского газа в Европу. Между тем даже нынешний украинский тариф на прокачку уже не выдерживает конкуренции с «Северным потоком». Попытка Киева получить гарантии от Москвы на прокачку больших объемов газа объясняется стремлением найти средства на модернизацию украинской газотранспортной системы, которая работает не только на транзит, но и на внутренние потребности Украины.
(www.ng.ru)