РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

После нашей публикации «Камчатка. Нежданная встреча природы и науки» («Вести» от 03.03.2025), в которой мы рассказали о том, как и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Ольга Ребковец провозгласила нетленное в отношении миссии университета, треск ее высокопарных слов, когда она вещала о задачах руководимого ею университета, до сих пор стоит в ушах (цитирую): «…Камчатка представляет обширные возможности для исследований, и крайне важно эти исследования синергетически (научное направление изучающее общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в неравновесных системах различной природы. – Прим. ред.) направить как на развитие нашего региона, так и на прогресс страны в научно-технологической сфере».

Магическое слово «синергетически» словно разбудило другого камчатского вещателя Алексея Войтова, попавшего в арт-водоворот в излучине креативного и полноводного течения бессмыслия госпожи Ребковец. Главный камчатский Нарцисс, если верить информации его «бизнес-партнерши», «красной» собчак-навальновки, депутата Заксобрания Камчатского края от КПРФ Шуры Новиковой,  господин Войтов, являясь вице-президентом Некоммерческого партнерства «Горнопромышленная ассоциация Камчатки» (НП «ГАК»), подписал Соглашение о стратегическом партнерстве с Камчатским государственным техническим университетом, направленное на развитие системы подготовки кадров для горнопромышленного комплекса региона.

Однако на официальном сайте компании наш мажористый «золотодобытчик» лишь входит в состав Горного совета партнерства, президентом которого является И.Е. Речкалов (у него нет вице-президента). Директором НП «ГАК» является Б.А. Шеунов, только он, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, имеет право без доверенности действовать от имени Партнерства. Видимо, Алексей Войтов не может обойтись без поцелуев себя в зеркало: согласитесь, «вице-президент» звучит весомее, чем какой-то «член Горного совета». В связи с этим возникают серьезные сомнения. Во-первых, имел ли «горный член» надлежащие полномочия подписывать столь серьезное соглашение «о стратегическом сотрудничестве, направленном на развитие системы подготовки кадров»? Во-вторых, в ЕГРЮЛ дан перечень разрешенных видов деятельности НП «ГАК»: «Деятельность предпринимательских членских некоммерческих организаций; издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде; издание журналов и периодических изданий; деятельность в области права». Получается, что уважаемая «Горнопромышленная ассоциация Камчатки» не имеет права делать то, что пообещала Камчатскому государственному техническому университету.

Господин Войтов, бывший руководитель Аппарата Правительства Камчатского края, никогда не обладал и намеком на сколько-нибудь стратегическое мышление. Полагаю, это качество он часто путал с лизоблюдством и желанием угадать малейшее движение души своего руководителя. Видимо, за эти «достоинства» его наградили должностью в золотодобывающей компании. Горная промышленность, если не считать добычу торфяного угля, гравия, грунта и песка, существует на полуострове не более сорока лет. Запасы платины, золота, серебра, меди, никеля исчерпаемы, то есть конечны. Это означает, что через 15-20 лет объем специалистов в горнодобывающей, в отличие от рыбодобывающей, промышленности Камчатки может резко сократиться, если не исчезнуть совсем. Только престиж морских специальностей в нашем профильном университете уже сейчас оставляет желать лучшего. И вместо того, чтобы этот престиж поднимать в глазах выпускников камчатских школ, мы стараемся помочь горнякам с подготовкой кадров. Выходит, морскому университету пришло время готовить горняков? Однако, в отличие от залежей полезных ископаемых, рыба в море не закончится в ближайшем обозримом будущем, если, конечно, золотодобытчики не постараются.

Но пример КамГУ имени Витуса Беринга оказался столь заразительным, что грех не последовать за ним. Из простого педагогического университета он сначала волшебным образом превратился в (цитирую госпожу Ребковец): «Университет первооткрывателей», затем в «Университет интегратор» и еще черт знает во что при сорокапроцентном дефиците учителей в средних школах Камчатки, и эта цифра продолжает расти.

Зачем нам готовить учителей, пусть дети занимаются самообучением на удалении. Зачем, спрашивается, добывать рыбу, ведь ее надо беречь. Пора усвоить, что грамотные управленцы получаются только из тех людей, которые имеют хорошее, разностороннее базовое образование, без которого нельзя научиться мыслить и принимать правильные решения. Иначе повыползают из всех щелей такие, как войтовы, ребковцы, умеющие лишь громко щелкать каблуками: «Чего изволите?».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ