Совсем недавно на состоявшемся пресс-брифинге в Якутске полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил: «Сразу весь Дальний Восток сделать счастливым будет трудно, надо определиться, с чего начинать».
Может быть, Юрий Петрович хотел сказать: «с кого начинать»? Похоже, осчастливили в первую очередь Приморский край, точнее Владивосток, затем Амурскую область. Во Владивостоке фундаментальным образом изменили всю транспортную инфраструктуру, построили ледовый дворец международного класса, театр, три гигантских моста через бухту Золотой рог, пролив Босфор Восточный и Амурский залив, а также современные комфортабельные гостиницы, новые яхтенные причалы, федеральный университет, новые жилые микрорайоны и т. п. В Амурской области был построен космодром Восточный, новая шоссейная и железная дороги и целый город на 30 тысяч жителей, а также научно-технические центры по обслуживанию космических ворот на востоке страны. Далее Юрий Петрович обозначил: «Сейчас наступает новый этап по развитию Дальнего Востока, когда мы еще будем заниматься и социальной сферой. Придется подумать о строительстве школ, больниц. Надеемся, что средства на это будут предусмотрены в бюджете 2018 года».
Странное дело, как можно было не думать о строительстве школ и больниц, а также детских садов, спортивных и иных учреждений для подрастающего поколения, если стояла задача привлечь людей из центральной России на Дальний Восток? Юрий Трутнев сообщил, что президент поставил задачу, чтобы к 2025 году регионы Дальнего Востока по социально-экономическим показателям развития поднялись выше среднероссийского уровня. Т. е. полпреду в ДФО осталось всего семь лет для исполнения поставленной президентом задачи.
Похоже, программа, предполагающая бесплатную раздачу по одному гектару земли на Дальнем Востоке, показалась россиянам не такой уж привлекательной, как предполагал вице-премьер Правительства РФ Юрий Трутнев. Народ из центральных регионов не хлынул к нам мощной волной, для того чтобы осваивать залежи дальневосточной целины. Территории опережающего развития (ТОР) заявлены, там начаты работы, но дело движется медленно. И потом таких площадок на территории Дальнего Востока всего пять. И они кардинально не меняют социально-экономическую ситуацию в наших окраинных регионах. Допустим, в достаточном количестве будут построены новые детские сады, школы, спортивные комплексы, больницы, – кто там будет работать? Где взять такое количество педагогов, воспитателей, нянечек, врачей, медработников среднего звена, спортивных тренеров и других работников дополнительного образования, чтобы жизнь стала комфортнее и веселее? Чем их заманить на Дальний Восток? На сегодняшний день ответа может быть два: в первую очередь, «длинным рублем», во вторую – значительно более высокой системой пенсионных льгот, отличной от всей остальной России. Для начала следует посчитать, какую зарплату нужно платить воспитателю в детском саду где-нибудь в поселке Крутогорово, чтобы туда поехал воспитатель детского сада из какой-нибудь деревни Кукуево, находящейся под Смоленском, или деревни Гадюкино под Урюпинском. В противном случае Дальний Восток будет заселяться исключительно переселенцами из Средней Азии (Таджикистана, Узбекистана и Киргизии). Потому что у них на родине просто нет работы, и их устроят любые зарплаты и условия труда.
Завлечь людей на Дальний Восток и предоставить им достойную работу – это еще полдела, нужно чтобы в семьях рождались здоровые дети, и не по одному — по два, а хотя бы по три.
Для Камчатки новый поворот в социальной политике Правительства РФ в отношении дальневосточных регионов обернется, скорее всего, выделением достаточного количества федеральных денег для строительства краевой больницы и мы, наконец-то, ее построим.
Уверен, через семь лет в предоставляемых официальных отчетах мы опередим среднероссийский социально-экономический уровень развития. Но так ли это будет по существу?
Сомневаюсь…
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ