В День Конституции Российской Федерации 12 декабря этого года на сайте Правительства Камчатского края министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Александр Питиримов громыхнул судьбоносным для камчатского полуострова заявлением (цитирую): «В Камчатском крае продолжается работа по увеличению доли выработки электрической энергии с использованием возобновляемых источников, в частности геотермальной энергии. Комбинирование в энергосистеме объектов генерации, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) и геотермальных источниках, позволит сохранить значительную часть бюджета, которая уходит на компенсацию оплаты энергоресурсов».
Безусловно, стоимость гигакалорий и киловатт-часов для потребителей (населения) Камчатки напрямую зависит от того, какой вид топлива будет использоваться в камчатских энергогенерациях. Пока лишь достоверно известно, что самый дорогой из них – это мазут и солярка. Упование на природный газ себя не оправдало. Собственное голубое топливо на Камчатке закончилось примерно на сорок лет раньше ожидаемого срока. А до счастливого дня, когда на Камчатку будут привозить сжиженный природный газ, добываемый на полуострове Ямал, еще нужно дожить. Эксплуатация газово-перегрузочного терминала в бухте Бечевинская (Авачинский залив, полуостров Шипунский), в 90 км севернее Петропавловска-Камчатского, в лучшем случае начнется не раньше июля 2025 года. Для того чтобы упомянутый газ попал в газовую систему Камчатского края, нужно построить в бухте Раковой (Авачинская губа, район СРВ Петропавловска-Камчатского) еще один газово-перегрузочный терминал для приемки сжиженного природного газа, доставленного из бухты Бечевинской в Раковую с помощью газовозов-челноков. Стоимость строительства второго терминала оценивается примерно в тринадцать миллиардов рублей, цена двух газовозов-челноков обойдется почти в два миллиарда рублей. Кстати сказать, конкурс на строительство газовой инфраструктуры в бухте Раковой переносился шесть раз, и когда состоится, пока не известно.
Еще господин Питиримов впервые приоткрыл завесу тайны о топливно-энергетическом балансе полуострова. Оказывается, 27 процентов получаемой на Камчатке энергии приходится на природный газ, 59 – на нефтепродукты и твердое топливо, и лишь 14 процентов составляют возобновляемые источники энергии. От него же мы узнали (цитирую): «В крае работают три электростанции, использующие геотермальные ресурсы Земли: Паужетская (12 МВт), Мутновская ГеоЭС-1 (50 МВт) и Верхне-Мутновская ГеоЭС (12 МВт)».
Однако буквально через абзац он опровергает себя (цитирую): «В поселке Паужетка Усть-Большерецкого района Камчатского края в период 2022–2023 годов пробурены две новые скважины, идет бурение третьей. Бурение первых двух новых скважин позволило увеличить дебет пара и располагаемую мощность с 5 МВт до 7 МВт. После бурения и ввода в эксплуатацию третьей новой скважины располагаемая мощность будет увеличена ориентировочно до 8 МВт».
Забавно, «во первых строках своего письма» министр сообщает, что мощность Паужетской ГеоЭС составляет 12 МВт, а через несколько предложений эта цифра усыхает до 7 МВт. И главное, по его словам, даже запустив в эксплуатацию третью скважину на этой геотермальной электростанции, мы можем рассчитывать максимум на мощность в 8 МВт. Хотя для покрытия потребности в электроэнергии жителей Озерновской агломерации (Усть-Большерецкий район) и размещенных там производственных объектов необходимо генерировать электроэнергию мощностью не менее 10 МВт.
Похоже, что камчатское министерство энергетики живет в каком-то своём придуманном мире, оторванном от реальности. Вероятно, слово «газ», если произносить его чаще, само по себе создает чересчур оптимистический настрой в голове министра, а если еще и вдохнуть…, то результат может превзойти даже самые креативные ожидания. Правда, нужно поторопиться, иначе скоро в нашем арт-кластере вдыхать будет нечего.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ