15 октября этого года все федеральные и местные СМИ облетела новость, что 14 октября в акватории Охотского моря, недалеко от села Усть-Хайрюзово Тигильского района Камчатского края, рыболовецким траулером «Ангел» было обнаружено маломерное судно катамаранного типа «Байкат-470». По сути дела, эта была надувная лодка длиной около пяти метров. На ней находились один живой мужчина – Михаил Пичугин и двое мертвых – старший брат Михаила и 15-летний племянник. Как выяснилось, суденышко дрейфовало в море 67 дней. Из троих путешественников удалось выжить лишь одному.
Катамаран вышел в море 9 августа от мыса Перовского (Николаевский район Хабаровского края, Сахалинский залив Охотского моря) и взял курс в направлении северной оконечности острова Сахалин, город Оха. Путешественникам предстояло пройти около 130 километров. Лодка шла под мотором, который в скором времени вышел из строя, потом сломалось весло, и катамаран начало уносить по воле ветра и волн всё дальше в Охотское море. Через две недели закончились продукты и питьевая вода. Примерно через месяц, по предварительной информации, от обезвоживания умер 15-летний подросток. Еще через десять дней скончался его отец.
Даже трудно себе представить, какое горе свалилось на отца, на руках которого умер сын, из-за, мягко говоря, легкомыслия двух взрослых, умудренных опытом мужчин. А по-моему, из-за их беспросветной, бесшабашной дури, граничащей с идиотизмом. Начну с того, что никаких средств связи они с собой не взяли, запасной мотор по какой-то причине тоже решили не брать. И это при том, что в Охотском море постоянно штормит, и даже в самое жаркое лето вода в нём не прогревается выше восьми градусов по Цельсию. Сильные течения в районе плавания делают весла на резиновой лодке бесполезными. Выживший мореплаватель Михаил Пичугин рассказал, что кроме мотора у них сломалось весло, сел аккумулятор, из-за чего было невозможно пользоваться навигационными средствами. Но даже если бы указанные средства работали, то какая от них польза без исправного двигателя? Ко всем бедам, они еще потеряли якорь.
Восточное межрегиональное Следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.
В настоящее время мнения журналистов разделились. Одни считают, что наказывать Михаила Пичугина нельзя, так как он проявил недюжинное мужество и стойкость. Другие полагают, что наказание должно быть максимально мягким – он и так настрадался. И лишь немногие, отношу себя к их числу, считают, что наказание должно быть максимально суровым. По вине двух великовозрастных дурошлепов, так называемых мореплавателей-путешественников, любителей острых ощущений, погиб подросток. Ладно бы они свои жизни ни во что не ставили и чудили, играя со смертью, так еще рискнули жизнью ребенка. Скажу банальное: стихия не прощает пренебрежения и дураков. Похоже, 9 августа в Сахалинском заливе в одну лодку попали именно те двое мужчин, которые пренебрегли стихией и тронулись умом одновременно.
Незадолго до того, как был обнаружен катамаран с двумя трупами и едва выжившим третьим путешественником, наша неугомонная заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева разместила в Инстаграм свои очередные размышления, которые как нельзя лучше иллюстрируют произошедшую трагедию, т. е. как это могло произойти (цитирую): «…Нам с детства внушают элементарные правила: встала, дождалась зеленого светофора, посмотрела налево, потом направо – и вперед. Вырастаешь и понимаешь, что для того, чтобы прийти туда, где никто до тебя еще не бывал, придется идти нехожеными тропами, нарушая установки, вопреки ограничениям, на свой страх и риск. Идти, надеяться и верить в себя. Искать внутри себя зеленый огонек… Если нет ни трепета, ни замирания сердца – значит, цель, которую мы перед собой ставим, обычна и проста, а вот если что-то екнуло – тогда точно надо двигаться в этом направлении… И когда ты восходишь всё выше, мчишься всё дальше – страх становится твоим верным спутником, ты учишься договариваться с ним, как с малышом, которого пугают тени из окна на полу».
Не буду издеваться над вычурностью образа «теней из окна на полу», но эти строки в свой дневник (если ей верить) она записала еще четыре года назад. Видимо, двое сорокалетних путешественников из Хабаровского края где-то подсмотрели написанное Лебедевой и решили последовать советам главного камчатского креатора. Они точно пошли «нехожеными тропами, нарушая установки, вопреки ограничениям, на свой страх и риск».
Если считать мучительную смерть достижением, неким «зеленым огоньком» (согласно Лебедевой), то в России никогда не переведутся шальные идиоты, желающие пощекотать себе нервы и рискнуть жизнью как своей, так и других людей ради ощущения лихой дури (авось пронесет) либо глупого тщеславия. Однако в этом нет никакого высокого смысла, а лишь безграничная низменная глупость.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ