РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Последняя пятница мая, 31 числа, явилась свидетелем социального перегрева в отдельно взятой локализации елизовского арт-пространства. Жители города Елизово собрались на общественные слушания по поводу строительства мечети за рекой Половинка (ближе к Паратунскому поселению). Никогда еще на подобных мероприятиях в елизовском «заповеднике» не собиралось столько народу (более 400 человек). По предварительным подсчетам, около 400 человек высказались против и лишь 10 поддержали строительство мечети. Справедливые слова камчатского имама Алихана, обращенные к присутствующим, упали в пустоту: «Наши братья православные, которые возвращаются из зоны боевых действий, когда им необходима духовная подпитка, они приходят в храм – место, куда они могут обратиться. Почему сегодня, когда мусульмане военнослужащие, которые так же проливают свою кровь и отстаивают интересы России, выполняя задачи, поставленные Владимиром Владимировичем Путиным, и которые поддерживают нашего Верховного главнокомандующего, не могут, возвращаясь в Камчатский край, ставший для них родным, найти для себя такое место, чтобы духовно наполнится, а также исполнить свои религиозные обряды?»

Видать, большинство пришедших елизовчан забыли об уроках креативных индустрий и впали в грех конструирования вульгарной вербальной коммуникации или, другими словами, оглушали себя эмоциональным протестом, мешающим им услышать голос здравого смысла.

Саму мечеть планировалось построить на месте бывшего мототрека (т. е. там, где не сеют и не жнут), не являющегося святой или памятной точкой притяжения для иных религиозных конфессий.

Зададимся принципиальным вопросом: нужна ли мечеть на Камчатке? Ответ очевиден: конечно, да. Россия является многоконфессиональным государством, и поэтому поддержка строительства религиозных храмов – это обязанность региональных органов исполнительной власти.

Если бы на Камчатке жили около сотни человек, исповедующих ислам, мечеть всё равно должна быть. На сегодняшний день в нашем регионе, по официальной статистике, проживает около сорока тысяч этнических мусульман, из них добрая треть исповедует ислам. В настоящее время их молельный дом находится на улице Северной, 2-А, он уже давно не вмещает всех приходящих туда мусульман. За последние тридцать лет с подачи городских властей камчатским мусульманам пришлось сменить четыре помещения для молитв и проведения религиозных обрядов, а также четыре участка под строительство мечети.

Кстати сказать, в 1997 году проект строительства мечети Первой молитвы (так она называлась) прошел государственную экспертизу. На следующий год её (мечеть) начали строить на территории нынешнего физкультурно-оздоровительного комплекса в районе Верхнего Горизонта при активной поддержке тогдашнего градоначальника Петропавловска-Камчатского Александра Дудникова. Возведением мечети Первой молитвы руководил управляющий делами (мухтасиб) Камчатского отделения духовного управления мусульман азиатской части России Усман Усманов. На месте строительства был заложен памятный камень. За короткое время был возведен фундамент. Увы, тогда не удалось собрать достаточное количество средств для продолжения строительства, и оно было приостановлено. Позже пришедший к власти градоначальник Владислав Скворцов изъял данный участок, но обещал выделить иной в пределах городской черты. Но его обещание не было выполнено.

В городе Евпатории недалеко друг от друга соседствуют православный храм, мечеть и синагога (кенасы). И никому из горожан в голову не приходит высказывать по этому поводу какие-то возмущения.

Забывчивым елизовчанам я напомню, что Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы на территории Петропавловска-Камчатского в 2001 году начинал строить губернатор-коммунист, твердый ленинец, считавший (по Ленину) религию опиумом для народа. В то время градоначальником нашего города был тоже коммунист, не менее твердый ленинец Юрий Голенищев. Не следует забывать, что коммунисты (большевики) почти семьдесят лет активно боролись с религией. Как известно, советские чекисты (позже НКВД, МГБ, КГБ) были передовым отрядом в войне против православия в СССР. Однако прошло всего шестнадцать лет после смены идеологических ориентиров и главный купол, а затем православный крест были установлены с помощью вертолетов Ми-26 и Ка-27 камчатского летного пограничного отряда ФСБ (правопреемник КГБ) России. Непосредственно при установке креста управлял вертолетом Герой России генерал-майор ФСБ РФ Николай Гаврилов. Сам же упомянутый собор вместе с немногочисленной православной братией строили сначала китайцы, затем узбеки, таджики и киргизы.

Всё в нашей истории переплетено так, что, дернув за одну нитку, нельзя распутать сразу весь клубок проблем. Зачастую представители органов исполнительной власти на Камчатке за деревьями не видят леса. Они никак не могут усвоить, что сегодня нет простых решений, но есть главная цель – объединить общество, сосредоточив все силы для Победы над врагом. Иначе мы просто прекратим свое существование как народ, как государство.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ