28 августа руководитель Краевого государственного казенного учреждения «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения» (КГКУ РЦРЭ) Светлана Филлипова агитировала за газ (цитирую): «В настоящее время тема перевода транспорта на газ весьма актуальна и активно обсуждается жителями Камчатского края. Один из главных вопросов, который сегодня беспокоит автомобилистов, – безопасность эксплуатации газовых автомобилей. По общепринятому мнению, газ – самый взрывоопасный вид топлива. Но это заблуждение…»
Наверное, госпоже Филлиповой открою не очень большую тайну, если скажу, что меньше всего камчатских водителей волнует тема переоборудования автомобилей с бензина на газ. Куда больше их волнует растущая цена как на сам автомобиль, так и на бензин, дизельное топливо, плохое состояние дорог и отсутствие мест для парковки, а также случается, что и низкое качество топлива, отсутствие необходимых запчастей и растущие цены на услуги по техническому обслуживанию и ремонту авто. К этому добавлю проблемы с автострахованием и нерегулируемое накопление автопокрышек, наносящих, как известно, вред окружающей среде.
Теперь рассмотрим проблему, так сказать, в стратегическом плане. По самым скромным подсчетам, через 4–5 лет на Камчатке закончится собственный газ. Будет ли к этому времени построена инфраструктура под привозное голубое топливо в Петропавловске-Камчатском – бабушка надвое сказала. В настоящее время идет строительство газового терминала в бухте Бечевинская, расположенной в девяноста километрах на север от краевого центра. Туда можно добраться только по воде или воздушным транспортом. О проблемах газоснабжения Камчатки наша газета много рассказывала и доказала, что в ближайшие четыре года привозной газ нам, как потребителям, не светит. О каком массовом строительстве газозаправочных станций тогда может идти речь? Легковые автомобили из правительственного гаража, не иначе как в газовом угаре, нынешние управленцы решили перевести на метан. Когда двигатели на машинах стали глохнуть, выяснилось, высказываю версию водителей, что камчатский метан подходит не ко всем двигателям. Потом, отправляясь в длительную поездку по Камчатскому краю, баллона с газом хватает максимум на четыреста километров. Сам баллон занимает три четверти багажника, т.е. второй с собой не возьмешь, а для того чтобы его заправить, нужно провести чуть не войсковую операцию. На сегодняшний день в Камчатском крае построена всего одна газокомпрессорная станция.
Теперь поговорим о качестве работ по переоборудованию автомобильного двигателя с бензинового на газовый. Сомневаюсь, что специалисты наших автомастерских хорошо умеют это делать. Да и потом, дырявить корпус автомобиля с целью получения дополнительных, зачастую нерешаемых, проблем больше напоминает мазохизм. Подтверждением тому служит опять автопарк Правительства Камчатского края. Там, после неудачных опытов перехода автомобилей с бензина на газ, газовую реформу быстро свернули.
Нет, всё-таки в удивительное время мы живем. Помимо того, что в пресс-релизе, размещенном на сайте камчатского правительства, фамилию руководителя КГКУ РЦРЭ в одном тексте, но в разных абзацах пишут то с двумя буквами «Л», то с двумя буквами «П», Светлана Ф. пытается еще убедить нас, что газ будет стоить дешевле, чем жидкое топливо.
Представим себе ситуацию, что Камчатке повезло и через четыре года привозной газ всё-таки появится на автозаправках, только дешевле бензина голубое топливо стоить не будет. Во-первых, газ будет привозной, и для того чтобы он дошел до автолюбителя, с ним как минимум несколько раз нужно проделать манипуляции по сжижению и отпариванию, что само по себе увеличит его себестоимость. Во-вторых, на Камчатку планируется везти газ по Северному морскому пути, что также увеличивает его цену (самый дешевый газ – транспортируемый по трубопроводу). Насколько увеличится стоимость привозного газа, никто из Регионального центра развития энергетики хотя бы приблизительно сказать не может. Однако госпожа то ли Филлипова, то ли Филиппова уверенно рассуждает о преимуществах газа по сравнению с бензином.
Это называется ставить телегу впереди лошади.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ