Пятница, 30 июня, выдалась слякотной. Надоедливый дождь несколько часов барабанил по козырькам балконов жилых домов Петропавловска-Камчатского. Так совпало, что этот пасмурный день был последним в трудовых буднях Максима Соболевского на посту директора КГБУ «Камчатский краевой объединенный музей». Он уволился из музея и отправился туда, откуда пришел – во Владивосток, проработав на своей должности чуть больше полутора лет.
При нём, по моему мнению, наш краевой музей был развален окончательно. Почти половина работников культурного учреждения были вынуждены уволиться, полагаю, из-за непомерных амбиций, гипертрофированного тщеславия и непрофессионализма бывшего бармена из Партизанска (Приморский край), экономиста по образованию. Нынешнее Правительство Камчатского края уговорило его возглавить наше краевое объединенное культсооружение. На господина Соболевского возлагались большие надежды: он должен был приподнять местный музей на более высокий культурный уровень. Конкурс на руководителя Камчатского краевого объединенного музея объявлялся два раза, и два раза не находилось кандидатов, которые хотели бы занять это место. В третий раз через пень-колоду конкурсная комиссия утвердила на должность директора Максима Соболевского.
Новоиспеченный директор при восхождении на «трон» заявил: «Я хочу сделать так, чтобы музей стал точкой притяжения как для жителей Петропавловска-Камчатского, так и для туристов». Первым на «точку притяжения» прилетел директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.
С легкой руки заместителя председателя краевого правительства Александры Лебедевой и министра культуры Камчатского края Оксаны Прокопенко, при активном участии директора новой «точки притяжения» Максима Соболевского в Краевом художественном музее приморцы открыли выставку «Судьба Командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга». Подробно мы уже рассказывали об этой выставке («Вести» от 29.03.2023 № 6), поэтому охарактеризую её одним словом: убожество. Как я уже говорил, выставку почему-то открыли не в краеведческом музее, который в то время возглавлял Максим Соболевский, а в другом. Видимо, «точку притяжения» решили сместить немного южнее. После возвращения выставки во Владивосток стало ясно, что культурный десант из Приморья, мягко говоря, не достиг своей цели. После чего «культурная звезда» драгоценного приморского кадра, то бишь Соболевского, немного потускнела. Разумеется, этот конфуз с выставкой больно ударил по самолюбию нашего графомана.
Кроме того, госпожи Лебедева и Прокопенко питали надежду, что господин Соболевский станет организатором-концептуалистом в деле строительства Музея воинской славы в Петропавловске-Камчатском. Две упомянутые дамы, полагаю, ничего не смыслят в музейном деле и поэтому не могли помочь даже толковым советом господину Соболевскому. И потом, строительство нового очага культуры – дело хлопотное и нескорое. Формирование же музейных экспозиций и вовсе звучит для них как китайский алфавит. Думаю, и сам Максим Соболевский в своем профессиональном развитии недалеко ушел от упомянутых «окультуренных» чиновниц.
По всему видать, впереди у директора Краевого объединенного музея свет Соболевского маячила большая и хлопотная работа, за результаты которой или отсутствие таковых пришлось бы отвечать. Поэтому Максим Соболевский принял для себя единственно возможное решение: уволиться и забыть Камчатку как страшный сон.
Только сдается мне, мы еще не раз приснимся бывшему «партизанскому» бармену.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ