РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

На днях в Правительстве Камчатского края состоялось совещание об административной реформе Елизовского муниципального района. По словам заместителя председателя правительства Павла Ясевича (стилистика сохранена):

«На совещании обсуждались вопросы проведения муниципальной реформы, создания муниципального округа на территории Елизовского района. Создание муниципального округа приведет к тому, что будет сформирован единый бюджет на смену одиннадцати бюджетам, которые сегодня у нас на территории Елизовского муниципального района фактически формируются – это бюджет муниципального района и бюджеты десяти поселений. Им на смену придет один общий бюджет, на средства которого можно будет реализовывать единую политику по выполнению всех полномочий на территории всего района. Кроме того, будет сформирована единая администрация муниципального округа с управлениями на территории каждого поселения. Администрации поселений фактически станут подразделениями администрации муниципального округа, и таким образом будет выстроена единая система управления на территории всего Елизовского района».

Немного отвлекусь от елизовской темы и напомню нашим читателям, что в Правительстве Камчатского края за последние два с половиной года прошло, по моим подсчетам, четыре административных реформы. Улучшилось ли качество управления от проведенных реформ? Скорее нет, чем да. В пользу этого предположения говорит то обстоятельство, что ни при одном правительстве края не было такого огромного количества вакансий на должности государственных служащих, как в нынешнее время. Текучесть кадров настолько интенсивна, что журналистам трудно запомнить фамилии должностных лиц, которые приходят на смену друг другу. Одних министров здравоохранения при нынешней власти сменилось пять, министров по строительству – трое. Список можно продолжить.

На Военно-морском флоте в свое время бытовала поговорка «Когда начальник не знает, что делать, он объявляет построение», а дальше всё идет по накатанной дорожке: «Равняйсь! Смирно! Пятки вместе, носки врозь! Руки по швам! Выше подбородок!» В этом случае понятие «результат» подменяется понятием «процесс». Вроде все находятся при деле, и всегда найдется тот, кто равняется хуже (есть кого наказать). Однако что касается муниципальной реформы, то здесь инициатором выступала федеральная власть. Административное нововведение появилось не просто так, а во исполнение нового Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ (последняя редакция) вместо 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003. По сути дела, организация власти на муниципальном уровне вернулась в прежнее состояние с некоторыми изменениями.

Чем законодательные изменения грозят Елизовскому району? Не буду спорить по содержанию самого закона, лишь остановлюсь на бесспорных последствиях. Разумеется, пройдут сокращения как в исполнительных, так и представительных органах власти. Можно даже примерно посчитать, сколько человек останется без работы в результате еще большей вертикализации власти на местах. По самым скромным подсчетам на вольные хлеба отправятся около шестидесяти человек. Хорошо это или плохо? Учитывая, что в поселках трудно найти работу, скорее всего, это спровоцирует отток управленцев, в первую очередь среднего звена. В поселках Камчатского края и без реформы трудно найти добровольцев, готовых трудиться в условиях деревни, т. е. лишенных городских прелестей жизни. Учитывая, что все без исключения муниципальные бюджеты Камчатского края глубоко дотационные, как и сам бюджет Камчатского края, объединение поселковых бюджетов в один в целом не улучшит финансовое состояние района. Сокращение работников на местах потребует дополнительных средств. Считается, что в этой ситуации главе района станет легче управлять территорией, – так это еще бабушка надвое сказала. Когда появился 131-ФЗ, в его поддержку звучали примерно такие же аргументы, которые звучат сейчас, по сути дела, в его отмену.

Административная реформа, где бы она и кем ни проводилась, помимо расходов очевидных, предполагает расходы неочевидные. Их считают незначительными, но они есть. Федеральный закон № 131 продержался девятнадцать лет. Федеральный закон № 414 пока только начинает свой путь. Осталось подождать совсем немного…

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ