Редакторская колонка

Какими способами можно устранять недостатки в Вооруженных Силах РФ? Безусловно, разными. Например, не выплатили каким-то военнослужащим с Балтфлота денежное довольствие. Тут даже школьник знает, что это непорядок. Военнослужащие пожаловались министру обороны, президенту.  

Тот требует недостаток устранить. Но, будучи командующим Балтийским флотом (ныне главнокомандующий ВМФ), адмирал Виктор Чирков понимает, что этот недостаток в масштабах флота не устраним.  Двухуровневое финансирование УФО (Управление финансового обеспечения) Министерства обороны постоянно дает сбой. И это беда не только седой Балтики, но и всех плохо вооруженных сил. Причин тому много: отсутствие программного обеспечения, неготовность самих воинских формирований в части технического обеспечения к электронному документообороту, невозможность проводить эффективный контроль электронного документооборота без наличия первичных  документов. Например, чтобы узнать, сколько денег платить какому-то «контрабасу» (контрактнику) за определенную выслугу лет, да и вообще кому получать  дензнаки, Москве надо получить первичные документы, т.е. приказы о его назначении на должность, о допуске к исполнению своих обязанностей и т.п.  Но как все это получить, если во многих воинских частях даже факсимильной связи нет, не говоря уже об Интернете. Отправлять нарочного за тридевять земель, например, в Ключи, это значит потерять оперативность. Вот и остаются как двадцать и тридцать лет назад четыре волшебных, громко сказанных слова: «Але! Вы меня слышите?». Увы, в Москве пока не слышат. Что остается командующим в этой ситуации? Запретить жаловаться на недостатки в обход непосредственного начальства.

Самый легкий способ решить проблему: не замечать ее. Начни командующий флотом бороться с проблемой, попадет в немилость и перестанет быть командующим.

Картинка будет неполной, если не посмотреть на поле битвы с холма. Нашу армию реформируют уже с 1985 года. И главный вопрос, который начали задавать Вооруженным Силам с начала реформ, на ЧТО идут шальные бюджетные деньги?

Напомню нашим читателям, в конце 80-х годов в СССР «под ружьем» (включая внутренние войска, спецподразделения и войска КГБ) находились более пяти миллионов человек. У нас была самая крупная армия в мире. После 1991 года почти 80 процентов всех бюджетных расходов приходилось на оборону. Когда реформирование ВС РФ вновь доверили генералам, то количество генералов стало увеличиваться при общем сокращении личного состава. Когда схему финансирования армии попытались сделать прозрачной, наткнулись на скрытый саботаж тыловых подразделений. Армия в лице генералитета  всеми силами стремилась остаться основным политическим игроком внутри страны. Это означало, что построение социально ориентированной экономики и гражданского общества в России невозможно.

Тогда реформаторы решили рубануть с плеча. Начали заколачивать микроскопом гвозди в танковый люк, чтобы тот крепче держался. А генералы новой формации говорили: «Правильно!».

Наш генералитет быстро перестроился. Потому что быть генералом в России – это счастье!

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.