Редакторская колонка

Третьего ноября, как известно, мы отметили двухлетие со дня подписания Указа Президента Российской Федерации №1458 о присвоении Петропавловску-Камчатскому почетного звания «Город воинской славы» за «мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».

Нам осталось установить девятиметровую стелу с изображением герба города и указом Президента РФ о присвоении городу почетного звания. Кроме того, мы должны производить в этот день праздничный салют и устраивать публичные мероприятия. Вначале депутаты городской думы решили установить стелу города воинской славы на берегу Култучного озера, напротив площади им. Ленина. Но совсем недавно они забыли про свое решение, застолбив это место за памятником первому губернатору Камчатки адмиралу Завойко. Хотя еще раньше нардепы согласовали место для установки памятника славному адмиралу рядом со зданием исторического факультета Камчатского государственного университета имени Беринга и даже поучаствовали в закладке памятного камня. Гордумцам некогда заниматься какой-то исторической мелочевкой. Им трудно привыкнуть к мысли, что думать надо до того, как голосуешь и нельзя превращать поднятие руки в животный рефлекс.

Бесспорно, нужно гордиться тем, что нам присвоили звание «Город воинской славы». Но в России всегда для бочки меда есть ложка дегтя. Наши внутренние оргнеувязки в целом преодолимы. А что делать со статусом города  воинской славы? Какую стойкость, мужество и массовый героизм проявили, например, защитники Хабаровска? За всю историю существования Хабаровска на него никто не нападал. Ни капли крови не было пролито на его земле нашими солдатами. Но звание города воинской славы он получил. За что? Такие же вопросы возникают по поводу присвоения звания города воинской славы Владивостоку и Коврову. Последний расположен на реке Клязьме во Владимирской области.  Во время Великой Отечественной войны Ковров находился в глубоком тылу и выпускал продукцию оборонного значения. Таких городов были сотни в бывшем СССР и нынешней России. Но прославиться «воинской доблестью» выпало именно Коврову. Полагаю, почетные грамоты Владивостоку и Хабаровску достались за удаленность. Коврову просто повезло. Поговаривают, что один из видных политических деятелей современной России родом оттуда.

Во времена СССР работало правило, хочешь обесценить какой-либо советский орден, вручи его видному политическому деятелю. Генеральный секретарь ЦК КПСС в мирное время стал четырежды Героем Советского Союза, кавалером ордена Победы. Вспомним, что орден Победы вручался только полководцам за проведение успешных масштабных войсковых операций, существенно повлиявших на ход войны. За собрание сочинений в девяти томах под общим заголовком «Ленинским курсом», книги «Малая земля», «Возрождение», «Целина», «Воспоминания» Леонид Ильич был принят в члены Союза писателей СССР и награжден Государственной премией СССР. Выдающийся политический деятель ленинского типа, выдающийся лидер международного коммунистического и рабочего движения, выдающийся руководитель КПСС, полководец, самый первый среди героев и писателей Леонид Ильич Брежнев не написал в тех книгах ни одной строчки. Нам повезло, что город Петропавловск-Камчатский не переименовали в Брежнев в 1982 году, после смерти великого вождя (такое предложение поступало). Тогда в конкурсе лизоблюдства победил город Набережные Челны. После 1991 года городу Брежневу вернули прежнее имя – Набережные Челны. Чем не повод присвоить Набережным Челнам звание «Город воинской славы»? Такого полководца-орденоносца «свалил»!

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.