Редакторская колонка

В прошлую среду, 19 мая, Комиссия по рассмотрению предложений об установке, демонтаже памятников и памятных знаков, а также о признании объектов памятниками и памятными знаками на территории Петропавловск-Камчатского городского округа провела очередное заседание, на котором рассмотрела два нашумевших в средствах массовой информации вопроса.

Первый из них касался восстановления исторического облика объекта культурного наследия регионального значения «Танк Т-34», установленного в честь 30-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Второй вопрос обещал быть самым острым для обсуждения, т.к. речь шла об утрате объекта культурного наследия – могилы заслуженной артистки РСФСР Александры Славиной на старом кладбище в районе улицы Батарейной. Могила с надгробием была поставлена на государственный учет решением облисполкома от 04.12.1990 № 313. С этого дня могила приобрела статус объекта культурного наследия регионального значения. Двумя годами ранее Научно-экспертный совет при губернаторе Камчатского края рекомендовал Службе охраны объектов культурного наследия Камчатского края (СООКНКК) провести работу по исключению из объектов культурного наследия могилы актрисы. В настоящее время надгробие перенесено на новое городское кладбище, а сама могила была утрачена при строительстве котельной на старом кладбище. Забегая вперед, скажу, что по накалу страстей второй вопрос уступил первому.

Итак, как уже сообщали «Вести», на момент постановки на государственный учет памятника «Танк Т-34» 10 июля 1975 года на его башне был изображен гвардейский знак и номер «030». Впоследствии гвардейский знак был закрашен, мы предполагаем, что это случилось с 1982 по 1986 годы, а номер на башне был заменен на «111».

Присутствующая на заседании руководитель СООКНКК Ирина Заиграева пояснила, что в 2018 году ООО «Нивад» провело историко-культурную экспертизу и приняло решение оставить на башне танка номер «111», хотя эксперты знали, что изначально на танке был номер «030». Госпожа Заиграева растолковала присутствующим, что она согласилась с экспертами оставить номер «111», потому что на учет принимала танк с номером «111».

В предыдущем номере нашей газеты я рассказал нашим читателям, как всего лишь за три дня журналистам «Вестей» по архивным источникам, находящимся в открытом доступе, удалось установить, что на башне Т-34 в момент наделения памятника статусом объекта культурного наследия регионального значения был изображен гвардейский знак и номер «030». Почему руководитель СООКНКК Ирина Заиграева проигнорировала архивные данные, она пояснить не смогла. Ирина Николаевна лишь посетовала на общественность, которая не направила никаких предложений в адрес ее Службы при проведении экспертизы. Более того, как оказалось, она не считает своей обязанностью заниматься поиском сведений по установлению изначального облика объекта культурного наследия. Вершиной ее профессиональной глупости считаю публикацию на сайте Службы своего опуса. Оказывается, она знала (процитирую еще раз): «При открытии памятника на корпусе танка был изображен бортовой номер «030» – это 30-я годовщина Победы в 1975 году, а также на корпусе танка был изображен гвардейский знак». Если госпожа Заиграева знала, каков был первоначальный облик танка, то почему она согласилась с выводами экспертов? Скорее всего, руководитель Службы ничего не знала и, думаю, знать не хочет.

Комиссия решила рекомендовать Экспертному совету при губернаторе Камчатского края рассмотреть вопрос по приведению объекта культурного наследия в первоначальный вид, т.е. вернуть на башню танка номер «030» и гвардейский знак.

По второму вопросу комиссия также рекомендовала, только теперь Службе охраны объектов культурного наследия Камчатского края, начать работу по признанию утраченным объекта культурного наследия могилы Александры Славиной.

Однако госпожа Заиграева и здесь умудрилась перевернуть вопрос с ног на голову. Сначала она предложила признать перенесенное надгробие актрисы на новое городское кладбище памятным знаком и лишь потом говорить об утраченном объекте культурного наследия. Только не ясно, каким образом госпожа Заиграева собирается объяснять, как и почему надгробие с улицы Батарейной переехало на 12 километров севернее. Самая главная хранительница объектов культурного наследия нашего края сочла эти детали несущественными, по сути дела, предложив членам комиссии примерить на себя идиотскую личину. Сами понимаете, предложение госпожи Заиграевой было отклонено.

Ох, не ведает госпожа Заиграева что творит…

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ