РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Министерство труда Российской Федерации разослало по регионам нашей необъятной страны драгоценные советы о том, как следует нематериально поощрять госслужащих.

Министрам и губернаторам рекомендуется хвалить подчиненных, поздравлять их с праздниками, награждать грамотами, слать благодарственные письма, крепко жать руку, обнимать и целовать. Что касается последнего, то имеются в виду дежурные поцелуи и объятия без элементов сладострастия.

В этой связи вспоминается анекдот, бытующий в публичных домах Нидерландов: «Слово «любовь» придумали русские, чтобы не платить деньги».

Например, в Вооруженных силах СССР существовало множество видов нематериального поощрения. Командир подразделения мог объявить благодарность подчиненному, как с занесением, так и без занесения в служебную карточку. Далее по рангу значилось отправление благодарственного письма родителям или учреждению, откуда призывался военнослужащий. Затем следовала грамота, фотографирование на фоне развернутого знамени воинской части, вручение значка «Отличник боевой и политической подготовки», «Специалист 3-го, 2-го или 1-го класса», «Мастер военного дела», размещение фотографии на доске почета, занесение в почетную книгу воинской части, отпуск (для личного состава срочной службы), награждение ведомственными знаками и медалями.

Кто спорит, что доброе слово и собаке приятно.

Однако большую ценность для работников все же представляют материальные блага. Уверен, между грамотой за успехи в работе и материальным поощрением среднестатистический трудящийся или служащий однозначно выберет второе. Представим себе ситуацию, когда руководитель говорит подчиненному: «Выбирай: либо твою фотографию размещаем на доске почета, либо повышаем тебе должностной оклад». Угадайте с четырех раз, что выберет подчиненный?

Все нематериальные поощрения имеют своей целью создание благоприятного климата в коллективе, который помогает успешно решать существующие задачи.

Однако вся вышеизложенная нематериальная благость не будет иметь никакого смысла при некомпетентном руководстве, самодурстве и хамстве. Если решения руководителя бросают вызов здравому смыслу и унижают достоинство подчиненных, то никакие грамоты не исправят эти изъяны. Когда руководитель перекладывает часть своих обязанностей и ответственность за принятые им решения на своих подчиненных, предъявляя к ним явно завышенные требования, то никакие знаки отличия или медали не смогут восполнить нанесенный моральный вред.

Ситуацию можно изменить лишь одним способом – компенсировать материальными благами управленческие, мягко говоря, несовершенства руководителя.

Современные руководители в большинстве случаев предпочитают думать иначе. Их нехитрый управленческий «секрет» сводится к одному понятию: «Ты всегда должен быть благодарен мне лишь только за то, что я взял тебя на работу», а благодетель не должен поощрять своих работников. В этом смысле российские так называемые менеджеры переняли от советских руководителей все самое худшее.

Для них путеводной звездой стала философская конструкция из нескольких слов: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?», или в упрощенном варианте это звучит так: «Я начальник – ты дурак…»

Присущая многим современным руководителям чванливость, нетерпение к чужому мнению, хамство, ощущение себя особой вышестоящей кастой не может быть компенсировано даже материальными благами.

Приведу один яркий пример из новейшей камчатской истории. В свое время, будучи горе-губернатором Камчатского края, Алексей Кузьмицкий, осуществляя перелет из Петропавловска-Камчатского в Первопрестольную, потребовал отсадить от него госслужащую из Правительства Камчатского края корякской национальности.

Любопытно, как можно компенсировать столь явное унижение своего работника? Наверное, ситуацию могло спасти фотографирование на фоне развернутого флага Камчатского края? Не будем зацикливаться на грустном.

В целом ситуацию муниципальных и государственных служащих прояснила заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, заявив, что сейчас в России слишком много чиновников, и это обстоятельство не позволяет найти ресурсы для повышения им зарплаты. При этом столичная чиновница забыла упомянуть, что ее зарплата составляет более 800 тысяч рублей в месяц.

За такие деньги, работая и проживая в Москве, можно потерпеть в свой адрес многое из того, что за 50 тысяч рублей терпеть невозможно. Даже пересесть подальше, например, от председателя Правительства РФ в самолете, если ему «западло» сидеть рядом с госпожой Нестеренко.

Бытие определяет сознание, а не наоборот.

Вячеслав Скалацкий