Первый визит маршала России Сергея Шойгу на Камчатку в качестве Министра обороны не обещал быть гладким. Кто-то из адмиралов подготовил его к тому, чтобы он, посетив ОАО «Северо-Восточный ремонтный центр» (СВРЦ) в Вилючинске, бухте Сельдевой, рубанул с плеча.
Раньше завод назывался «49-й судоремонтный завод» с почтовым адресом Петропавловск-Камчатский-51. В советское время на заводе трудились около 10 тысяч человек. К тому же еще три батальона матросов-ремонтников ежедневно стояли трудовую вахту у станков одного из самых мощных судоремонтных заводов Дальнего Востока. Сейчас жизнь на ОАО СВРЦ кипит не так бурно, как раньше. Численный состав работников сократился почти в четыре раза. Но завод по-прежнему исполняет свою важнейшую функцию – ремонтирует наши атомные подводные лодки. Одна из этих лодок проекта 971 «Братск» («Щука-М») и послужила причиной маршальского разноса. В адрес представителей ВПК в лице Виктора Якимова, генерального директора ОАО СВРЦ, полетели молнии. Гневный монолог министра обороны никто из присутствующих адмиралов не пытался прервать. Себе дороже. Речь шла о том, что АПЛ «Братск» стоит в доке уже шесть лет и ждет, когда ее, наконец, отремонтируют. Деньги на ремонт были выделены, освоены, а лодка до сих пор стоит в сухом доке. Атомный щит Отчизны оказался с дыркой.
Вспомним, как все начиналось
В 2000-м году атомоход проекта 971 «Братск» был выведен из боевого состава флота и поставлен в отстой. На нем осталась команда обеспечения, чтобы лодка не утонула возле пирса, в поселке Рыбачьем, как это случилось с другой подлодкой в 1998-м году. С нее потихоньку снимали кое-какое оборудование для ремонта ходовых лодок и даже два раза пытались списать. Причем оба раза документы на списание, как и на вывод лодки из боевого состава, подписывали, в том числе, и нынешний главнокомандующий Военно-Морским флотом России, в ту пору начальник штаба Войск и Сил на Северо-Востоке РФ, адмирал Виктор Чирков и нынешний командующий Восточным округом адмирал Константин Сиденко, бывший командующий камчатской группировкой. Но бумаги «не прошли», потому что подлодка была последней, т.е. самой новой в серии своего проекта. На момент вывода из боевого состава она прослужила всего одиннадцать лет, вместо положенных тридцати пяти. В 2007-м году на уровне командования ВМФ РФ принимается решение освидетельствовать АПЛ, чтобы понять, можно ли ее восстановить, т.е. ввести в строй. Случись все как надо, государство сэкономило бы 15 миллиардов рублей на строительство АПЛ подобного класса. Для чего «отстойницу» ставят в 2008-м году (запомним эту дату) в док БДП-71. чтобы сделать заключение о техническом состоянии «Щуки», (хотя бы определить, можно ли вернуть ее к жизни). Заводу потребовалось 250 миллионов рублей. Военные заплатили 115 миллионов, объяснив, что денег больше нет. Высокая военно-техническая комиссия в 2009-м году (запомним и эту дату) пришла к выводу, что «Братск» можно ввести в строй. Была названа стоимость работ по восстановлению (без учета контрагентов) – 3,9 миллиарда рублей. Контракт был подписан лишь через полтора года. Все это время «Щука» находилась в доке. Министерство обороны уменьшило сумму контракта с 3,9 миллиарда рублей до 2,3 миллиарда рублей. Из них до завода дошли лишь 1 миллиард 40 миллионов рублей. Адмиралитет поставил задачу перед заводом: подлодка должна выйти на швартовые испытания в начале 2012 года. Бывший директор завода господин Аверин подписал заранее невыполнимый контракт, полагаю, главным образом, из-за того, чтобы забрать заработанные заводом деньги за освидетельствование лодки. Вскоре стало ясно, что одними заводскими силами вернуть в строй атомоход не получится. И в августе 2012 года первый заместитель министра обороны Аркадий Бахин утвердил решение межведомственной комиссии, согласно которому «Братск» должны перегнать на верфи Северодвинска для последующей модернизации. Ориентировочный ввод в строй «Братска» намечен, в лучшем случае на 2020 год, а в худшем – на 2022-й год. К тому времени до списания по «старости» атомоходу останется, по пессимистическим прогнозам, три года. Стоит ли игра свеч?
Как все заканчивается
АПЛ «Братск» проекта 971 должны доставить в Северодвинск через три океана в судне-доке «Трансшельф». Оно построено именно для таких операций. Но по злой коррупционной ухмылке судьбы судно-док оказалось давно продано голландской фирме Dockwise Shipping и когда соизволит прибиться к нашим берегам – не ясно.
Разумеется, у нас есть заводы и поближе, в Большом Камне, например (Приморский край). Но там уже несколько лет безуспешно (из-за нехватки денег) пытаются отремонтировать два камчатских атомохода проекта 671. Разумеется, три атомные подводные лодки «Боливар не вынесет». Так что напрасно сердился на Камчатке нынешний Министр обороны РФ Сергей Шойгу. Заводчане, по сути дела, спасли атомоход. Иначе гнить бы ему в отстое наряду с другими подводными силами. С цифрами тоже не все сходится. Даже нашим адмиралам должно быть понятно, что подлодка простояла в заводе до приезда Сергея Шойгу не шесть лет, а четыре года и четыре месяца. Из них нужно отнять еще полтора года. В течение этого срока министерство обороны не могло заключить контракт и перевести деньги заводу. Остается всего три года. Да и деньги заплатили меньше половины от стоимости всего ремонта. И уже совсем странно, когда межведомственной комиссией министерства обороны принимается решение грузить АПЛ на судно-док и гнать на ремонт в Северодвинск, а наши адмиралы узнают об этом в Вилючинске от директора завода спустя полтора года. Просится еще один вопрос из зала: почему на заводе в Большом Камне до сих пор гниют две камчатские атомные подлодки? Там мощность завода значительно больше вилючинского, да и денег им насыпали побольше, чем нам? Но другой вопрос, волновавший министра обороны: «Где ставить новые атомоходы типа «Борей»? пока остался без ответа. Портпункт перегрузки ракет в бухте Крашенинникова требует модернизации, а в Рыбачьем – месте дислокации АПЛ – нужно строить дополнительные пирсы. Необходимо выполнить капитальный ремонт дороги от места хранения баллистических ракет к месту перегрузки на подлодки. Требуется возвести новые объекты инфраструктуры.
За шторами военной тайны осталась одно необъяснимое явление, имеющее принципиальное значение для эксплуатации кораблей надводного и подводного флота. Атомные подводные лодки, которые должны служить стране верой и правдой в течение тридцати пяти лет, вдруг загибаются на одиннадцатом году своей жизни. И это не единичный случай. Либо личный состав не умет грамотно эксплуатировать технику, либо завод плохо ее ремонтирует или лодки некачественно построены. Если дело так и будет идти дальше, мы ни каких лодок не напасемся. Если в двух словах, уровень проблем не впечатляет, а подавляет. Похоже, что проблемы бодрили голову одного только Сердюкова, бывшего министра обороны. Наверное, потому что женщины кружили ему место для надевания каски.
Тяжелое наследство досталось господину Шойгу. Тут поневоле «заразишься» аутсорсингом и пришьешь погоны на живот. Сюда бы еще Юдашкина, чтобы робы да комбезы перекрасил в гламурные цвета. А то глянешь на подводников, все в синем, да черном. Одна тоска. Сдается мне, не засидится в министрах обороны Сергей Шойгу. Сейчас выкорчует «сердюковщину» в войсках, возьмет да и возглавит правительство.
Очень похоже на то. Популярен, импозантен, страну спасал, затем оборонял, губернатором был, даже что-то строил по молодости.
А «Братск» пусть стоит на суше, на воде опасно. Не всплывет, если что.
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.
Справка «В»
Судно «Трансшельф» было построено на верфи Вяртсиля в городе Турку (Финляндия) для Советского союза. Предшественником судна стал голландский корабль Mighty Servant. Наибольшим кораблем такого типа на момент постройки был Dyvi Swan, построенный в 1980 году в Норвегии на верфи Jan Erik Dyvi. «Трансшельф» стал самым большим судном такого типа своего времени.
Спуск на воду судна, в начале января 1987, стал очень торжественной церемонией. Крестной матерью судна стала супруга председателя Совета Министров Н. И. Рыжкова Л. С. Рыжкова. На церемонии присутствовали семь директоров верфи Вяртсиля в Турку, премьер-министр Финляндии Калеви Сорса и генеральный консул СССР в Турку Майоров. Судно принял капитан Э. А. Симонян.
«Трансшельф» имеет ряд особенностей. Судно полупогружное, как и Mighty Servant. «Трансшельф» набирает в танки забортную воду и с этим балластом погружается. Палуба площадью 5100 квадратных метров уходит на 9 метров под воду. Платформа затаскивается или заталкивается на борт. Балласт откачивается, и судно к походу готово. «Трансшельф» – это еще и судоремонтный док с мощной судостроительной техникой. Управляется он с помощью бортовой ЭВМ, которая контролирует все эксплуатационные секторы сложного судового хозяйства, в том числе и размещение груза на палубе.
«Трансшельф» работал на Дальнем Востоке, портом приписки стал Холмск. С 1997 года «Трансшельф» был отдан в аренду компании Weissmuller, потом его арендовала Dockwise.
В 2004 году «Трансшельф» перешел в собственность голландской компании Dockwise Shipping. С 23 июля 2004 года название было изменено на Transshelf и портом приписки стал Виллемстад.
После гибели в 2003 году АПЛ K-159, во время буксировки к месту утилизации, в 2006 году было принято решение о перевозки подводных лодок для утилизации на транспортных судах.
В 2007 году было выполнено три таких рейса: из Мурманска в Северодвинск были доставлены две подводные лодки типа 671РТ Семга, а из Гремихи – подводная лодка типа 627 Кит.
В 2009 году была произведена перевозка двух атомных подводных лодок типа 671РТМ Шука из Вилючинска в Дальневосточный завод «Звезда». В 2011 году из Мурманска в Магадан была доставлена плавучая буровая установка «Кольская» компании «АрктикМорНефтегазРазведка». Маршрут трансокеанской операции проходил по Атлантийскому, Индийскому и Тихому океанам, его протяженность составила 19 000 морских миль, которые были пройдены с мая по август.
Тактико-технические характеристики
Общие характеристики
Длина (м): 173
Ширина (м): 40
Водоизмещение (тонн): 46400
Скорость (узлов): 15,5
Осадка (м): 8,8
Справка «В»
К-391 «Братск» – атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б».
Место базирования – Тихоокеанский флот, бухта Крашенинникова.
Подлодка заложена 23 февраля 1988 года на заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре под наименованием К-391,
14 апреля 1989 года спущена на воду,
28 февраля 1990 года вошла в состав флота,
13 апреля 1993 года получила наименование «Кит»,
10 сентября 1997 года получила наименование «Братск» в связи с установлением шефства над лодкой администрацией Братска.
Тактико-технические характеристики проекта
Классификация НАТО: Akula-II
Надводная скорость: 11,6 узла
Подводная скорость: 30 узлов
Рабочая глубина погружения: 520 метров
Предельная глубина погружения: 600 метров
Автономность плавания: 100 суток
Экипаж: 73 человека
Размеры
Надводное водоизмещение: 8140 тонн
Подводное водоизмещение: 12770 тонн
Наибольшая длина (по КВЛ): 114,3 метра
Наибольшая ширина корпуса: 13,6 метра
Средняя осадка (по КВЛ): 9,7 метра
Энергетическая установка
Ядерный реактор ОК-650Б3 (190 МВт), 1 турбина мощностью 43 000 л.с.
Вооружение: 4х650 мм торпедных аппарата, 4х533 мм торпедных аппарата.