Не в коня корм…

На прошлой неделе в социальных сетях появилось сообщение о том, что в камчатском конном клубе «Кавалькада» двадцать лошадей почувствовали себя плохо, вскоре четыре из них умерли. Владельцы клуба забили тревогу и почему-то решили, что лошади отравились радиоактивными элементами, в частности радиоактивными изотопами цезия. Руководитель агентства по ветеринарии Артем Никитин заявил (цитирую с сайта Правительства Камчатского края):

«По результатам исследований есть все основания полагать, что причиной нездоровья лошадей и их гибели стали растительные токсины, содержащиеся в хвоще полевом. Им очень сильно загрязнены пастбища, на которых выпасаются животные этого конного клуба.

Хотелось бы предостеречь авторов таких публикаций от недостоверных выводов и заявлений. Результаты анализов, взятых у животных, есть в распоряжении ветеринарной службы и были изучены её специалистами. В результатах, которые к слову, опубликованы в общем доступе, есть данные о наличии в моче животных металла цезия. Цезий – это достаточно распространенный элемент в природе. Он встречается во всех организмах и в биологических жидкостях. Опасность как для человека, так и для животных представляют только радиоактивные изотопы цезия-137. Признаки, которые вызывают радиоактивные изотопы, достаточно характерны, и этих признаков как у больных, так и у погибших животных не обнаружено.

Признаки, которые мы наблюдаем у лошадей, характерны при отравлении токсинами, которые содержатся в хвоще. Лошади при постоянном поедании хвоща получают хроническое отравление. И признаки этого отравления были обнаружены, в том числе и при патологоанатомических исследованиях. Предполагать другую причину гибели лошадей нет оснований».

Совладелец конного клуба «Кавалькада» Татьяна Борисова в сюжете телекомпании «Масс Медиа News» заявила, что не согласна с мнением руководителя агентства по ветеринарии, пояснив, что подкармливают коней зимним полевым хвощом, который помогает лечить некоторые послеродовые заболевания у кобыл.

Хвощ, как говорится, он и в Африке хвощ: при повышенной температуре воздуха степень его токсичности возрастает. Но даже кормление зимним полевым хвощом тоже представляет опасность для животного, питающегося растительностью.

Подобный случай с падежом коней на Камчатке был отмечен осенью 2016 года в личном подсобном хозяйстве депутата Законодательного собрания Камчатского края от политической партии «Справедливая Россия» ныне покойного Михаила Пучковского. Тогда умерло четыре лошади. В то предвыборное время он взвалил вину за падёж своих коней на политическую партию-конкурента «Единая Россия». (В нынешней ситуации некоторые пользователи соцсетей видят причину падежа лошадей в «Кавалькаде» в происках конкурентов. Смешно.)

В 2016 году падёж лошадей в личном подсобном хозяйстве господина Пучковского объяснялся плохим кормлением животных. Жители микрорайона Заозерный рассказали нам, что стали свидетелями того, как лошади эсера Пучковского питаются с помойки, а одна из них съела наволочку, сушившуюся на бельевой веревке. Все эти факты указывали на нехватку качественного корма для лошадей и плохую организацию их питания.

Предположу, что нынешняя ситуация возникла из-за того, что в зимне-весенний период лошади из личного подсобного хозяйства «Кавалькада» не получали полноценного питания, что ослабило их организм и спровоцировало тяжелые последствия от отравления. Возможно, лошадям вместе с сеном давали тот же ядовитый хвощ.

В этом году на Камчатке выдалось теплое лето, и, как я уже говорил ранее, жаркая погода способствовала повышению токсичности хвоща. К тому же токсичными свойствами обладает не только хвощ, но и при определенных условиях борщевик.

Теперь поговорим о безопасности жителей Камчатского края.

Во-первых, практически все личные подсобные хозяйства, содержащие лошадей, занимаются оказанием услуг по катанию на конях. Представим себе, что отравление животного может привести либо к неадекватному поведению, либо к внезапному падению и получению увечий у всадника.

Во-вторых, заниматься подобной деятельностью имеют право только наездники шестой категории, имеющие соответствующие удостоверения. Наша газета еще в марте 2021 года сообщала, что квалификация «наездник» определена 70-м выпуском Единого тарифно-квалификационного справочника РФ за 2019 год, в соответствии с которым наездник шестой категории имеет право на верховой заезд и заезд на экипаже, а также на наблюдение за здоровьем лошади. Такое удостоверение может выдать только квалификационная комиссия учреждения, где специалист прошел обучение или повышение квалификации после принятия экзамена. В Камчатском крае такие учреждения отсутствуют, следовательно, никто не может выдать удостоверение наездника шестой категории. Я далек от мысли, что кто-то из владельцев личных подсобных хозяйств, а тем более нанятых ими работников, ездил за получением этого документа на материк. Такая ситуация в диком камчатском туризме существует не только относительно конных прогулок, но и в организации восхождения на камчатские вулканы. К сожалению, в нашем регионе туризм по-прежнему остается диким. Если улыбнется удача – останешься целым и невредимым, если нет – считай, не повезло.

В-третьих, ознакомившись с сюжетом «Масс Медиа News», я заметил, что в подсобном хозяйстве отсутствуют устройства для фиксации лошадей. Другими словами, при введении лекарства через инъекции животное ощущает резкую боль. Далеко не каждая лошадь способна терпеть столь болезненную процедуру, поэтому её необходимо фиксировать. При отсутствии фиксации невозможно осуществить полный курс лечения у заболевших животных.

Остается дать единственный уместный в этой ситуации совет владельцам личных подсобных хозяйств, содержащих лошадей: кормите и заботьтесь о своих питомцах получше, и они вас не подведут.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ