КОНВОЙ ДАЛ «ДОБРО»…

ufsin-kamchatka

Минувшая неделя для руководства УФСИН России по Камчатскому краю (его возглавляет Владимир Степанович Абрамчук, полковник внутренней службы) выдалась крайне неприятной. Во-первых, следственные органы на основании материалов прокурорской проверки возбудили уголовное дело по факту халатности должностных лиц следственного изолятора № 1, расположенного в Петропавловске-Камчатском. Во-вторых, по представлению прокуратуры одиннадцать должностных лиц регионального УФСИН привлекли к дисциплинарной ответственности, а еще двоих уволили со службы.

Проверка надзорного органа нагрянула после того, как конвоиры СИЗО-1 упустили рецидивиста. Он сбежал от них 17 марта среди бела дня посреди людного города. Подробности побега, попавшие во все центральные СМИ, просты и незамысловаты. Арестованный, сидевший в следственном изоляторе с 25 января 2025 года и обвиняемый в шести эпизодах хищений, пожаловался на сильную зубную боль. Его этапировали в стоматологическую клинику, расположенную в Петропавловске-Камчатском на улице Владивостокской. Выйдя оттуда, он при посадке в специальный автомобиль (цитирую пресс-релиз прокуратуры): «Оттолкнул сотрудника УФСИН по Камчатскому краю и скрылся».

Обыкновенный (не усиленный) конвой назначается обычно из расчета: два конвоира на одного или двух конвоируемых. Конвоиры, согласно определению, это вооруженные и экипированные специальными средствами сотрудники, поставленные охранять обвиняемого или преступника. Где был второй такой сотрудник, когда арестант толкнул первого? Или конвоир там был всего один? Откуда такая растерянность у профессионалов, какими должны быть сотрудники федеральной системы исполнения наказаний? Как их вообще подбирают на эту должность? Вопросов возникает много, и все они не в пользу УФСИН. Тем более что дальнейшее происходило в том же духе.

Арестанта не догнали. В городе распространили ориентировки, указав, что сбежавший «испытывает финансовые трудности» и «склонен совершать преступления имущественного характера, а именно хищения алкогольной продукции». После побега рецидивист, имевший семь судимостей за кражи, угон автомобиля, умышленное уничтожение чужого имущества и причинение вреда здоровью, гулял на свободе весь остаток дня и последующие сутки.

Только 19 марта утром сотрудники УФСИН совместно с полицейскими и росгвардейцами задержали его в одной из квартир на улице Океанской в краевом центре. Как сообщила пресс-служба регионального УФСИН, сопротивления при задержании он не оказал.

Сотрудники федеральной службы исполнения наказаний на Камчатке становятся обвиняемыми в уголовном деле не в первый раз. В 2012 году в поселке Раздольный начальник караула ИК-6 Александр Зайнулин открыл стрельбу из травматического оружия по покупателям магазина и ранил трех человек (одного тяжело). В магазин начальник караула явился в изрядном подпитии за очередной бутылкой водки. Ему не понравилось, что находившиеся там посетители громко разговаривают, он вытащил травматический пистолет и стал палить в воздух. Трое молодых людей не растерялись и вытолкали «стрелка» на улицу. Там он принялся палить уже в них, причем когда первый раненый упал, он продолжил стрелять по нему и остальным. «Вести» рассказывали об этом резонансном происшествии в публикации «Молчать, а то буду стрелять!» в номере от 13 марта 2012 года.

Интересно, что являвшийся на тот момент начальником УФСИН по Камчатскому краю полковник Николай Сангаджигоряев уверял, что стрелявший начальник караула опытный и надежный сотрудник, к тому же проходивший накануне тестирование в психологической службе УФСИНа вместе с другими работниками подразделения охраны. Их всех до единого признали вменяемыми, уравновешенными, без каких-либо патологий. Наша газета предположила тогда, что психологическое тестирование в камчатском УФСИНе носит формальный характер либо не проводится вообще ввиду отсутствия специалиста надлежащей квалификации.

Эта версия вспомнилась сразу же после известия о побеге арестанта от конвоя 17 марта. Не удивлюсь, если сотрудники СИЗО-1, подложившие своему руководству такую свинью, тоже имели положительные характеристики от психологов из УФСИНа, были признаны уравновешенными и без патологий. Однако своего опасного подопечного они упустили, проявив, на мой взгляд, как раз-таки патологическую беспомощность. Нам очень повезло, что сбежавший рецидивист не успел совершить еще какое-нибудь преступление.

Наталья МАКСИМИШИНА