Кто подделал подписи жильцов при голосовании за ООО «КамчатЖКХ»?
Вопрос о том, будет ли возбуждено уголовное дело о подделке менеджерами управляющей компании «КамчатЖКХ» подписей собственников квартир в доме по адресу улица Солнечная, 5, в краевой столице, остается открытым.
Материалы по заявлениям жильцов находятся в городской прокуратуре.
Между тем в ходе проверки, проведенной сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) городского управления МВД, установлено: как минимум один из автографов в бюллетене заочного голосования является фальшивым.
Заочное голосование, как утверждают в ООО «КамчатЖКХ», якобы проводилось с 14 по 30 июня нынешнего года. До этого дом находился в ведении ООО «УЖКХ». Последний договор с крупнейшей управляющей компанией краевого центра по решению общего собрания собственников жилья был подписан 1 июня 2010 года.
Всех все устраивало, однако в один из дней нынешнего лета жильцы вдруг узнали, что «УЖКХ» к их дому отношения больше не имеет, и теперь оплату за коммунальные услуги они должны перечислять совсем другой фирме с подозрительно похожим названием.
В доме на Солнечной, ставшем причиной конфликта между двумя управляющими компаниями, одна из которых по своим масштабам похожа на слона, а другая смахивает на бестолково гавкающую Моську, пять этажей и 119 квартир общей площадью 5 380 квадратных метров. Построен он в 1978 году и по петропавловским меркам считается совсем не старым. Во всяком случае капитального ремонта не потребует еще как минимум 10 лет.
Наша газета уже не раз писала о том, что новоиспеченные мелкие «управляйки» не заинтересованы в том, чтобы брать под свое управление старые дома.
В свою очередь для управляющих компаний недвижимость в хорошем техническом состоянии – лакомый кусок. Ремонт если и нужен, то только незначительный. Жалоб поступает на несколько порядков меньше, чем при обслуживании старых рассыпающихся зданий. Захват под свое управление таких зданий прежде всего дает начинающим коммунальщикам возможность по своему усмотрению распоряжаться деньгами, которые платят жильцы. Организация фейкового собрания собственников и подделка их подписей – самая распространенная технология обмана.
О похожей истории, в которой фигурировала управляющая компания ООО «Ваш дом», переименованная теперь в ООО «Феникс», наша газета уже писала.
Фирма, учредителем которой является сын начальницы отдела муниципального жилищного контроля мэрии Петропавловска 22-летний Ростислав Цирковный, в конце августа проиграла в арбитраже судебный процесс по иску ПАО «Камчатскэнерго» на 2 миллиона 192 тысячи 499 рублей 45 копеек, включая суммы долга, пени и государственной пошлины.
Предметом судебного спора, кстати, далеко не первого в недолгой истории ООО «Ваш дом», стала поставка энергоресурсов в дома № 48 и 50 на улице Дальней, а также в дом № 30 на улице Звездной в Петропавловске. Речь шла о взыскании оплаты за тепло и горячую воду, поставленные истцом в три многоквартирных дома, которые перешли в управление ответчику в течение последних месяцев. Жильцы исправно оплачивали счета, но до ресурсоснабжающей организации деньги не доходили.
Но вернемся на Солнечную, 5. С заявлением о том, что при смене управляющей компании в этом доме подписи собственников квартир в бюллетенях для голосования были сфальсифицированы, в полицию обратились двое жильцов. Они сообщили о преступлении, предусмотренном первой и третьей частями статьи 327 Уголовного кодекса РФ «Подделка и использование заведомо подложных документов». Максимальное наказание за это составляет два года лишения свободы.
В ходе доследственной проверки полицейскими было установлено, что по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц соучредителем и генеральным директором ООО «КамчатЖКХ» стал молодой предприниматель Артур Егоров. Среди участников камчатского рынка услуг ЖКХ он известен тем, что начинал вместе с Ростиславом Цирковным в оскандалившемся «Вашем доме». Затем откололся и основал собственный бизнес, используя, видимо, опыт, приобретенный рядом с юным коллегой.
Оперативники УМВД по Петропавловску опросили господина Егорова, который охотно дал показания, свалив, впрочем, всю вину на своих подчиненных. Дескать, заочное голосование проводили менеджеры фирмы, а о том, какие методы они при этом использовали, ему ничего не известно.
Полицейским пришлось опросить и менеджеров, действовавших, естественно, не по собственной инициативе, а по поручению руководства фирмы. Они пояснили, что «при проведении заочного собрания необходимо было обойти жильцов дома № 5 на улице Солнечной и собрать подписи». Часть бюллетеней заполнялась жильцами в присутствии менеджеров, а часть бюллетеней оставлялась в почтовых ящиках. В дальнейшем все собранные бюллетени сдавались второму учредителю Александру Герасименко.
Когда круг возможных подозреваемых в подделке документа был определен, полицейские инициировали почерковедческую экспертизу. По ее результатам выяснилось: «Подпись Бывалова В. Г. (один из заявителей. – Ред.) выполнена, вероятно, не им, а иным лицом. Также, по данным системы «Розыск-магистраль», было установлено, что Бывалова П. В. (дочь заявителя, тоже собственница жилья. – Ред.) на момент заочного голосования находилась за пределами Камчатского края, в связи с чем последняя не имела возможности принимать участие в заочном голосовании».
Казалось бы, картина вырисовывается совершенно ясная. Один из заявителей не узнал свой автограф на бланке, которого и в глаза не видел. Подделка подтверждена экспертизой. Другая потерпевшая просто физически не могла расписаться там, где потом нашелся ее росчерк. Неудивительно, что старший оперуполномоченный ОЭБиПК УМВД по Петропавловску майор полиции Алейников усмотрел здесь признаки состава преступления и по подследственности направил материал в отдел дознания городской полиции.
Однако там в возбуждении уголовного дела неожиданно для заявителей отказали. Такое решение было мотивировано тем, что проверка по заявлениям граждан была выполнена не полностью. Дознавателям хотелось, чтобы оперативники вместе с участковым выполнили еще несколько мероприятий. А именно – снова опросили заявителей, подозреваемых и свидетелей, а также зачем-то организовали новую почерковедческую экспертизу.
Кому-то может показаться, что ленивые дознаватели просто не захотели выполнять данную работу и спихнули ее на других. Но это не так. Речь идет об общепринятой в правоохранительных органах практике, связанной с жесткими сроками определенными законодательством для проведения тех или иных следственных и доследственных действий.
Согласно третьей части статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ «руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до десяти суток срок, установленный частью первой настоящей статьи». А в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов срок проверки вовсе может быть продлен до 30 суток.
После начала проверки по материалу часто выясняется, что в полном объеме провести проверку в десяти- или даже тридцатисуточный срок невозможно, поскольку, например, опросить виновное лицо не представилось возможным. Скажем, подозреваемый выехал на рыбалку и неизвестно когда вернется. А в случаях, связанных с подделкой документов, практически ни один прокурор не соглашается с принятыми решениями о возбуждении уголовных дел при отсутствии объяснения виновного лица.
Что же было делать старшему оперуполномоченному Алейникову, чтобы уложиться в срок? Только отнести свой материал в отдел дознания с просьбой вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Так он и поступил, причем заранее зная, что с формальной точки зрения проверка все-таки проведена неполностью и в возбуждении уголовного дела будет отказано.
Дальнейшие события были просчитаны майором Алейниковым наперед, поэтому из отдела дознания он сразу же направился в прокуратуру краевого центра, где ходатайствовал об отмене отказного постановления дознавателей. Очевидно так в ближайшее время и произойдет. Срок проверки в таком случае будет продлен. Рано или поздно уголовное дело найдет своих «героев». Ведь подделка подписей собственников жилья в бюллетенях и итогового протокола заочного голосования теперь является уголовным преступлением.
Ранее в судебно-следственной практике существовал крайне неприятный казус. Правоохранители отказывались в таких случаях возбуждать уголовные дела по статье 327 Уголовного кодекса РФ. Причина отказа всегда была одна и та же: протокол общего собрания собственников жилья в многоквартирном жилом доме и решения собственников, по мнению органов следствия, не являлись официальными документами.
В ряде подобных случаев можно было бы возбудить уголовные дела по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество», но органы правопорядка не спешили делать и этого, а обманутых собственников отправляли в обычный гражданский суд самостоятельно отстаивать свои права. Однако после того, как в декабре 2015 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, ситуация поменялась.
На сегодняшний день протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома является официальным документом на основании первой части статьи 46 Жилищного кодекса РФ, которая в новой редакции гласит: «Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей».
Так что проверка по заявлениям людей, против их воли ставших клиентами ООО «КамчатЖКХ», скорее всего, будет продолжена. А пока у Артура Егорова с Александром Герасименко есть время проанализировать свои методы ведения бизнеса. Позволим себе предположить, что они даже полистают Уголовный кодекс РФ и найдут в нем статью 61. Там перечислены обстоятельства, смягчающие наказание.
Среди них – явка с повинной.
Соб. инф.