Камчатка. Нежданная встреча природы и науки

rebkovec-rektor-kam-gu_web

На излете февраля на Камчатке повеяло весной. Солнце теплыми руками нежно погладило маленьких пернатых птах, и они, как по заказу, запели на разные голоса с утра и до позднего вечера. Кто не слышит и не наслаждается пением предвестников весны, тому неведомо легкое и приподнятое настроение в ожидании перемен к лучшему, пробудившихся от зимней спячки надеждам и молодеющим мечтам.

Неудивительно, что это состояние души бывает опасным для неокрепших умов – ваятелей отдельных арт-кластеров и креативных пространств едва ли не вселенского масштаба. Архитекторы воздушных замков склонны подменять пугающую реальность своими безумными фантазиями. Наиболее яркими представителями подобной креаторной утопии на Камчатке являются две сколковские засланки – и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Ольга Ребковец и заместитель председателя правительства Александра Лебедева, главный куратор Министерства образования Камчатского края.

Недавно в Telegram-канале госпожа Лебедева вновь удивила нас своими суждениями (цитирую): «Камчатка – уникальный регион, где природа и наука встречаются, создавая возможности для новых открытий». Невероятно глубоко главная креаторша региона погрузилась в камчатскую специфику. На Сахалине, Чукотке, в Красноярском крае, Республике Хакасия, Свердловской, Новосибирской областях и т.д. и т.п. природа и наука до сих пор никак не могут встретиться, и только Камчатскому краю повезло. Причем эта встреча произошла настолько незаметно, что кроме госпожи Лебедевой и Ребковец никто ее не почувствовал. Но это еще цветочки, про ягодки, недавнее заседание Координационного совета по реализации межведомственной комплексной программы научных исследований Камчатского полуострова и сопредельных акваторий на 2024–2026 годы, сколковское чудо сообщила, что программа (цитирую): «Продолжает традиции Великих камчатских экспедиций Витуса Беринга».

Программа не может продолжать традиции. Безграмотность госпожи Лебедевой давно уже перестала удивлять. Однако она с упорством, достойным лучшего применения, убеждена, что оная (программа) (цитирую): «Углубляет наши познания о… человеке в условиях Севера». В чем заключается глубина этих познаний, госпожа Лебедева не расшифровывает. За нее это сделала и.о. ректора Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Ольга Ребковец, выступив с докладом «Человек в экстремальных условиях Севера». Приведем выдержку из ее выступления: «Когда мы подходили к формированию этой программы, то ощущали себя продолжателями традиций камчатских экспедиций. Нашей важной задачей было синхронизировать, объединить усилия научных организаций и университетов для достижения главных целей. Мы понимаем, что Камчатка предоставляет обширные возможности для исследований, и крайне важно эти исследования синергетически направить как на развитие нашего региона, так и на прогресс страны в научно-технологической сфере». Из набора высокопарных и пустозвонных слов обращает на себя внимание наречие «синергетически». Если верить Большой российской энциклопедии, то синергетика – это «сотрудничество, совместное действие, согласованность, междисциплинарное научное направление, изучающее общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации в неравновесных системах различной природы (физических, химических, биологических, экономических, социальных и др.)». Теперь зададимся вопросом, как можно это понятие прилепить к слову «направить»? Однако госпожа Ребковец решила совместить несовместимое. Вот как она расшифровала магическое словосочетание (цитирую): «Когда кажется, что сил уже нет, я приезжаю к океану или выхожу к бухте. Вдохнуть, выдохнуть, полюбоваться, попросить поддержки. И это всегда помогает». Возможно, мы неправильно поняли ее посыл, отправленный во Вселенную, поэтому у нас появились дополнительные вопросы. Любопытно узнать, что вдыхает и.о. ректора на берегу океана или, надо полагать, Авачинской губы, являющейся частью Тихого океана? И у кого она просит поддержки, а главное, в какой момент у нее заканчиваются силы? Представим на минуту, что она ошибется в расчете и не успеет доехать до океана (дойти до бухты), как силы закончатся. Что делать в этом случае? Терпеть до новых синергетиков?

Далее, погружаясь в тему доклада «Человек в экстремальных условиях Севера», мы узнаем, что, оказывается, исследования в этом направлении (цитирую): «Позволили выявить психологические механизмы адаптации людей к суровой природной среде. Психологи КамГУ имени Витуса Беринга установили, что субъективное качество жизни повышается при достаточных ресурсах для развития, даже при объективно сложных внешних условиях. Это наблюдение меняет (Как и в чем?! – Прим. ред.) подход к социальной поддержке жителей северных регионов». Другими словами, если переводить с русского на русский, чем выше уровень дохода у жителей Камчатки, тем лучше становится качество их жизни. Осталось определить объем минимальной зарплаты, который приемлем для того, чтобы захотеть жить на полуострове и строить планы на будущее, опять же связанные с Камчаткой. Для того чтобы понять эту прописную истину, Ольге Ребковец вместе с психологами руководимого ею университета потребовалось всего два с половиной года.

Приехали…

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ