КАК ТРАНЖИРЯТ БЮДЖЕТНЫЕ ТРИЛЛИОНЫ

Счетная палата раскрыла механизм неэффективных трат

2,5 триллиона рублей – на такую сумму Счетная палата России насчитала неэффективных расходов из государственного бюджета по федеральным инвестиционным программам. Но как конкретно «зарывают» в землю деньги? Этого до сих пор детально не исследовали.
Теперь это упущение осталось в прошлом: коллегия Счетной палаты проанализировала результаты проверки, насколько эффективно были использованы средства федерального бюджета, направленные на поддержку и развитие моногородов через некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014 — 2016 годах. Результаты, интеллигентно говоря, впечатляют…
Но сначала – о проблеме моногородов. Они возникли при Советском Союзе вокруг единичных в большинстве крупных промышленных предприятий, как правило, оборонной сферы, призванных решать конкретные глобальные задачи: осваивать космос, развивать ракетостроение, атомную энергетику, разрабатывать мощные месторождения стратегических руд и так далее. С либеральной примитивизацией российской экономики многие предприятия обанкротились и закрылись, а высококвалифицированные уникальные кадры остались без работы и перспектив ее найти, ведь моногорода, как правило, размещали по всей территории Союза, очень часто – вдали от промышленных центров, таким образом достигали цель пространственно сбалансировать экономику. В итоге таких моногородов насчитывалось свыше трехсот.
Не все, понятно, были обречены на вымирание: возведенные вокруг, к примеру, месторождений полиметаллов (тот же Норильск) развивались вполне неплохо. Но в целом в 319 российских моногородах ситуация складывалась совсем невеселая, а в 99 – катастрофическая, что побудило Правительство РФ вывести их в особую категорию и начиная с 2010 года выделить 24 миллиарда рублей на создание в них рабочих мест и новых производств.
Финансирование вплоть до конца 2014 года шло напрямую в соответствующие бюджеты и по детально проработанным проектам, если судить по результатам: было создано 122 тысячи новых рабочих мест, привлечено на 458 миллиардов рублей внебюджетных инвестиций, снизился уровень регистрируемой безработицы.
Рабочее место за 23 миллиона рублей
А в октябре 2014 года кому-то пришла в голову светлая мысль создать промежуточное звено на пути денег из федерального бюджета в бюджеты регионов и моногородов, а также на проекты их развития и поддержки. Внешэкономбанк учредил некоммерческую организацию Фонд развития моногородов (ФРМ), который аккумулировал бюджетные ресурсы на сумму 32 миллиарда рублей, выделенных Правительством по поручению президента Владимира Путина. Счета фонда, разумеется, были открыты в банке-учредителе, который при взносе всего 16 миллионов рублей получил возможность контролировать и использовать громадные суммы.
И вот с этого времени начались те самые чудеса, которые в своей проверке отрецензировала Счетная палата. В 2014-2015 годах федеральный бюджет субсидировал ФРМ на 7,5 миллиарда рублей, при этом Минэкономразвития, обосновывая необходимость ассигнований в таком объеме, не имело информации о сметной стоимости проектов, а также проектной документации и других документов. Попросту деньги выделяли неизвестно на что. В итоге 2,2 миллиарда рублей субсидий остались невостребованными и неиспользованными. Впрочем, не так: не смогли использовать их только целевые получатели, моногорода и регионы. А фонд употребил эти деньги очень грамотно, разместив на депозите в банке-учредителе ВЭБ и получив доход за два года 260 миллионов рублей! Вот тебе и некоммерческая организация!
А как же были израсходованы оставшиеся средства? Часть из них была направлена на декларируемые цели: софинансирование совместно с регионами 16 новых инвестиционных проектов в моногородах. Однако выполнено только три проекта, по остальным Фонд либо приостановил «по различным причинам» предоставление средств, либо не нашел соинвесторов, хотя бюджетные деньги в производственную инфраструктуру уже частично были вложены. В связи с этим, как сказано в отчете Счетной палаты, «существуют риски, что построенная инфраструктура общей стоимостью 2,1 миллиарда рублей не будет востребована инвесторами». Проще говоря, эти деньги выброшены зря, построены объекты, которые никому не нужны.
Зато весьма успешно освоены бюджетные средства на обучение «команд, управляющих развитием моногородов». Не знаю, что должны знать и уметь члены этих команд, но, судя по затратам на обучение одного слушателя в размере 900 тысяч рублей (а, к примеру, стоимость годового обучения в медицинском вузе составляет около 150 тысяч рублей), если и не летать в космос, то делать хирургические операции точно. Это подметили и в Счетной палате, констатировав, что плата за постижение наук в Московской школе управления «Сколково» будущими распорядителями моногородов превышает в 11 раз среднюю стоимость обучения по аналогичным программам в ведущих образовательных организациях России.
Крепко впечатлила и другая пропорция. Фонд отчитался, что к 1 октября 2016 года в шесть раз превысил целевой показатель, создав 1506 рабочих мест в моногородах. При этом было истрачено около 3,5 миллиарда рублей субсидий (остальные 4 миллиарда израсходованы не были). Простой подсчёт показывает, что создание одного рабочего места обошлось в конечном итоге российским налогоплательщикам в 23 миллиона рублей!
При этом сотрудники фонда не забыли и о себе, назначив за такую «выдающуюся» деятельность по эффективному расходованию госсредств приличную денежную компенсацию: средняя зарплата в ФРМ составила в 2015 году 280 тысяч рублей, при этом генеральный директор получал около 2 миллионов 300 тысяч рублей в месяц.
И ведь все это действо происходит под контролем наблюдательного совета фонда, в который входят руководители уровня заместителей министров социально-экономического блока. Почему потребовалось вмешательство Счетной палаты России, чтобы информация о таких провалах попала в публичное пространство? И главное, есть ли гарантии, что ситуация изменится в 2017-2019 годах, в течение которых ФРМ получит из бюджета еще 16 миллиардов рублей? Ведь Счетная палата вскрыла только прямые потери. А есть и косвенные: региональные бюджеты, в большинстве своем дефицитные и опутанные долгами, вынуждены тратить громадные суммы на социальную поддержку жителей моногородов, проблемы которых с работой и трудоустройством никак не может решить ФРМ.
Отчет Счетная палата России направила в Федеральное Собрание. Видимо, соответствующие выводы сенаторы и депутаты сделают, обсуждая федеральный бюджет осенью этого года. Также соответствующее представление получит Минэкономразвития.
(www.pnp.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =