Записки неравнодушного
Размышляя о будущем Камчатки как экономически состоятельной единицы, благо время появилось, не хочется оперировать критериями гуманитарного свойства типа: замечательный богатый край, природа, чудные люди и тому подобное. Эта лирика, превалирующая в последние годы в высказываниях деятелей различного, в том числе и очень высокого уровня, не имеет никакого отношения к Камчатке как к территориальной экономической единице страны и больше вредит, чем могла бы помочь в ее развитии. Поясню: когда говорят о корове животноводы, то их не очень интересует, что у нее «копыта очень стройные и добрая душа» (мультик «Пластилиновая ворона»). Их интересует, сколько она ест, сколько продукции выдает, болеет или нет, куда девать молоко и мясо, потроха и шкуру, что делать с навозом. Поэтому, когда «взрослые» люди говоря о Камчатке и ее перспективах, начинают восхищаться вулканами, сопками и т.п., то это у меня лично вызывает как минимум раздражение.
Не буду трогать вопрос о рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности. Эта тема заслуживает отдельной статьи. Поговорим для начала о туризме.
Туризм – классная тема, но давайте обсудим ее без лирики и щенячьих восторгов, а как производственную сферу. Во-первых, какой туризм у нас будет? Вот, к примеру, в Венгрию европейцы едут лечить зубы, в Исландию скандинавы едут лечить прыщики и проблемы с кожей, в Таиланд немцы едут…, не дай бог, к нам за этим начнут ездить. А к нам массовый турист зачем поедет?
Несколько лет назад в администрации Елизовского района обсуждались перспективы развития туризма с китайскими предпринимателями. Они поставили очень конкретные вопросы: «Можете ли вы принимать по два чартерных рейса в неделю минимум по 140–200 туристов?» Нет, не можем. У нас нет гостиниц, в которых одновременно 140–200 человек были бы размещены в примерно одинаковых условиях. У нас нет интересных мест питания, где можно было бы единовременно накормить 200 человек. В случае плохих погодных условий у нас нет развлекательной сферы, способной компенсировать сорванные экскурсии. «У вас замечательная Долина гейзеров, – сказали китайцы. – А сколько часов идет до нее автобус? А на Курильское озеро?» Про вертолет они даже слушать не захотели, и правильно сделали. При массовом туризме это несерьезно. Наши горячие источники оказывается, мягко говоря, не очень интересны. Во-первых, это «чудо» есть практически в той или иной степени во всех (проверьте сами!) странах мира, а во-вторых, без рекомендации врача многие туристы на наши источники специально не поедут. И далее беседа шла в таком же духе. Вывод: на Камчатке есть достопримечательности, но нет объектов показа.
Вообще надо понимать, что туризм в регионе начинается тогда, когда на одного жителя приходится минимум 3 туриста. Когда кто-то вещает о туризме как об экономической категории, хочется его спросить: «Вы это просто для красного словца или всерьез?» Можете представить себе один или полтора миллиона приезжих в сезон в Петропавловске и Елизове, где нет не то что приличного, а никакого общественного туалета?! Или 100 человек в день в Долине гейзеров, где реально отсутствует обеспечивающая инфраструктура. Да ее одними окурками за сезон завалят, не говоря об остальном. Теперь о том, кто в туризме главный. Думаете, специалисты, переводчики, менеджеры? Нет! Главные – уборщики, горничные, посудомойки и прочий обслуживающий, в своем большинстве малоквалифицированный, но воспитанный и направленный на прислуживание персонал. Мы готовы ориентировать нашу молодежь на эту работу? Дальше продолжать или о туризме хватит? Как экономическая категория сфера туризма может быть значимой лет через 30, при условии увеличения населения региона минимум вдвое, и если будут объекты показа.
Теперь поговорим о строительстве, профессионализме и реальном, подчеркиваю, реальном желании изменить нашу жизнь к лучшему. Выскажу свое личное мнение. Приведу три примера. Самый простой – фонтан на 6 км в г. Петропавловске. Конечно, город нужно украшать, но скажите, кем надо быть, чтобы южный фонтан, уместный в Сочи или Геленджике, воткнуть в практически северном городе?! Сколько детишек простужается каждое лето из-за нежелания или неумения подумать? Что, нельзя было поставить такой, например, как в центре Хабаровска, чтобы вокруг него наши дети бегали, но не мокли? Второй пример – сейсмоукрепление. Часто приходится бывать в районе 4–7 км, и каждый раз думаю: ну зачем нужно было возиться с устаревшими физически и морально хрущевками, в которых, чтобы достать потолок, не нужно подпрыгивать? Считаю, что разумно было бы ставить, скажем, современную сейсмоустойчивую 9- или 12-этажку и затем сносить несколько старых домов и дальше двигаться в этом направлении. Готовые площадки, готовые коммуникации, обжитой район, который бы преобразился и украсил не только город, но и жизнь людей. Вместо этого имеем неудобные для жизни районы, старые искалеченные сейсмоукреплением дома, с уже облезающей, вонючей, дешевой отделкой. Скажут, что по-другому нельзя было сделать. Да чушь это!!! Желания не было! Именно так сказал мне хороший знакомый в Москве. Третий – пресловутая краевая больница. Откуда появился этот проект – обсуждать не хочется. Это из серии – не знаю зачем, но давайте строить что-нибудь большое, например, метро в Оссоре, а лучше железную дорогу. Нужна ли больница за городом и именно в таком виде? На территории существующей больницы есть пустая площадка. Полагаю, что на этой площадке можно поставить новый современный корпус, затем снести пару старых и на их месте продолжить стройку. За пять-шесть лет больница была бы полностью обновлена и, уверен, за меньшие деньги. Плюс в Елизове стоит недостроенный больничный корпус. Еще раз подчеркну, что это мое мнение.
К большому сожалению, у нас нет внятно выраженной цели в развитии края. Да, утверждена стратегия развития Камчатского края до 30-го года, но прочитайте, что там написано, к примеру, о рыбной промышленности и судоремонте. Это же не план действий – это пустые декларации, какой-то детский лепет и профессионально слабо выполненная работа.
Камчатка, конечно, заслуживает развития. Наш регион, безусловно, перспективен, но только при условии, что этой работой наконец-то начнут заниматься профессионально, понимая, какой результат нужен. Камчатку нужно отстраивать, не надеясь на рыночные отношения и инвестиции из ниоткуда. Пора четко понимать, что вкладывать в конкурентов (а мы можем быть очень серьезными конкурентами) ни китайцы, ни корейцы, ни тем более японцы не будут, а если и будут, то только при условии фактического захвата в перспективе наших территорий и отраслей хозяйства. Читая зарубежные издания, общаясь с иностранцами, прихожу к выводу, что в Китае, Корее, Тайване, в Германии и других странах работают по жесточайшим государственным планам, более строгим, чем в СССР. Частным капиталом руководят и ему серьезно помогают. Рыночная кривая с ТОРами, свободными зонами и т.п. без четкой цели никуда нас не вывезет. Еще раз повторюсь: наш край надо строить активно, целенаправленно, профессионально. Да и не только Камчатку.
Я высказал свое личное мнение. Может, кто-то неравнодушный отзовется?
Александр КЛОПОВ