И снова про Минкульт

prokopenko_web

Эхо майских гроз в центральной полосе России своеобразно аукнулось на Камчатке. Как это нередко бывало, из Министерства культуры Камчатского края громыхнуло новой порцией удивительных, мягко говоря, заявлений относительно строительства нового музея.

Оказалось, министр культуры Оксана Прокопенко и её креативный куратор Александра Лебедева рассчитывают, что гипотетический объект культуры будут посещать около двухсот тысяч человек в год. Не берусь предположить, как такая цифра родилась в головах главных «культурных» местных примадонн, но сановные дамы в неё поверили. Из этой уверенности следует, что в школе арт-придумщицы, видимо, регулярно прогуливали уроки арифметики.

Предлагаю любознательному читателю самому убедиться в моих расчетах. Начну с общедоступных сведений, которые известны даже нашему региональному министру культуры госпоже Прокопенко. Из трехсот шестидесяти пяти дней в году, за вычетом ста четырех дней выходных и семнадцати праздничных, музей будет работать по восемь часов в течение двухсот сорока четырех дней. То есть за рабочее время ежесуточно музей должны посетить не менее двух тысяч пятидесяти девяти человек или триста семь человек в час, то бишь пять человек в минуту. Невозможно представить себе, что среднестатистическая музейная билетерша физически сможет справиться с наплывом такого количества народа, даже с учетом целевых групп.

Допустим, что камчатскому Минкульту удастся найти хотя бы двух супербилетерш, показывающих чудеса производительности труда. Но даже при наличии такой музейной суперсилы Камчатка не наскребет столько желающих побродить по залам нововозведенного музея. В настоящее время два наших краевых музея (Объединенный и Художественный) радуют своим вниманием около восьмидесяти тысяч человек ежегодно. Если верить статистическим данным, то в 2023 году полуостров Камчатка посетили триста шестьдесят тысяч туристов. Население Петропавловска-Камчатского, по данным того же года, составило чуть более ста семидесяти девяти тысяч человек, с тенденцией убывания около тысячи человек в год. Следует учитывать, что из гостей полуострова далеко не каждый турист, а тем более житель краевого центра посещают вышеназванные музеи. Камчатцы от общего количества гостей музея составляют примерно двадцать процентов.

Например, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге в 2023 году посетило три миллиона двести семьдесят четыре тысячи человек. В том же году в Северной столице РФ побывало девять миллионов четыреста тысяч туристов. Само же население Санкт-Петербурга составляет около пяти с половиной миллионов жителей. Даже при очень приблизительном подсчете видно, что лишь каждый третий турист оказывается в самом популярном музее России в городе на Неве. К сожалению, в открытом доступе нет статистики, которая указывает, сколько самих петербуржцев попадает в ежегодное число посещений. Нашим двум музеям, даже когда их объединят в один, разумеется, невозможно тягаться с популярностью Эрмитажа. К тому же гости Камчатки приезжают любоваться не музейными экспозициями, а местной уникальной природой. Поэтому выставочным залам они скорее предпочтут туристические тропы, катание на горных лыжах с вулканов, иные экстремальные развлечения, включая морские прогулки, посещение Долины гейзеров, горячих источников, охоту и рыбалку. Даже если каждый пятый турист посетит гипотетический музей (около 67 тысяч человек), то, считайте, нам повезло.

Из чего следует: как ни крути, дотянуть до цифры двести тысяч посетителей музея в год при существующем порядке вещей и действующих министре культуры и его кураторе не представляется возможным.

Однако не будем окончательно ломать крылья фантазиям Оксаны Прокопенко и Александры Лебедевой. Похоже, они живут в какой-то иной, далекой от реальности придуманной ими локализации и пусть себе парят над сермяжной правдой жизни, не задумываясь, не учась, не умея, не замечая… В эфире креативного дурмана.

Кстати, поговорим о том, что касается креативных индустрий. Оксана Прокопенко недавно заявила, что готовится к открытию Школы креативных индустрий на базе Камчатского колледжа искусств. Тем самым окончательно запутала тех камчатцев, которые поверили главному минкультовскому руководителю, заявившему в прошлом году о создании арт-кластера на базе четырех объектов культурного наследия на улице Красинцев, домов № 11, 13, 15 и 19. Они должны были (цитирую): «Стать институтом развития креативных индустрий, центром вдохновения». Однако что-то пошло не так в предполагаемом арт-кластере, и генерацию креативных индустрий перенесли в обычный колледж искусств. Слава богу, госпожа Прокопенко наконец растолковала нам, что относится к креативным индустриям (цитирую): «…звукорежиссура, звуковой дизайн, анимация и 3D-графика, электронная музыка, фото- и видеоискусство, дизайн и интерактивные цифровые технологии». Следуя мироощущению Оксаны Игоревны, под определение креативные индустрии попадают все учебные заведения России, взращивающие кадры в любых творческих направлениях, включая журналистику. Оказывается, столько лет непозволительно буднично, без помпезной риторики страна готовила режиссеров всех мастей, актеров, художников различных направлений, фотографов, видео- и кинооператоров, танцоров, певцов, музыкантов, искусствоведов, инсталляторов, скульпторов, журналистов, писателей, специалистов по компьютерным технологиям (так называемых айтишников), модельеров, парфюмеров, музейных работников и т. п. Так продолжалось до тех пор, пока на культурном горизонте не появилась госпожа Прокопенко, и тогда, бац – получите креативные индустрии. Если раньше всё было так просто и понятно, зачем было городить огород с арт-пространством на улице Красинцев? Может, двум камчатским арт-дамам захотелось чего-нибудь новенького, этакого блюда с перчинкой? Тогда надо было окреативить индустрии бульдозеристов, лесорубов, подрывников, строителей, работников сельхозпредприятий, назвав их ландшафтными дизайнерами, наконец, ассенизаторов, то бишь ароматических дизайнеров.

Полагаю, Александра Лебедева и Оксана Прокопенко заслуживают чемпионского титула в состязаниях по арт-пустозвонству и креативной бессмыслице в отдельно взятой арт-локации.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ