ГРЯЗНАЯ ИСТОРИЯ НЕ КОНЧАЕТСЯ

Фото АиФ
Фото АиФ

Как и предполагала газета «Вести», пляжи Анапы и ее окрестностей, издавна облюбованные жителями Камчатки для проведения там летних отпусков, все еще не избавлены от загрязнения нефтепродуктами. Недавно мэрия Анапы подала в суд на владельцев танкеров, из-за крушения которых 15 декабря в Керченский пролив вылился топочный мазут в невиданных доселе масштабах. Итогом стала экологическая катастрофа, названная самой серьезной в России с начала XXI века.

«Мэрия требует взыскать с ответчиков 211 млн руб. – именно такая сумма в настоящий момент уже оплачена муниципалитетом по контрактам для осуществления комплексных мер по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов», – сказано в сообщении администрации города Анапы в Telegram-канале. Ответчиками по иску указаны компании «Волгатранснефть» и «Кама Шиппинг», владельцы танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212», разбитых штормом в то время, когда они перевозили в совокупности около 9,2 тысяч тонн мазута. Танкеры вышли в море в нарушение запрета сезонных ограничений для судов такого класса. Их капитаны знали о надвигающемся шторме, но, видимо, надеялись на авось. Надежда не оправдалась.

Напомним, в Анапе пришлось сделать защитный ров и вал протяженностью 42 километра, чтобы оградить пляж от нефтяных выбросов. Вдоль вала уложили пропиленовую сеть, чтобы удержать загрязнения. С пляжей тоннами вывозили покрытый мазутом песок. Велись масштабные работы по спасению морских животных и птиц.

Морспасслужба тоже потребовала денежных компенсаций у владельцев затонувших танкеров. Слушания прошли в Краснодаре, но сумму, начисленную спасателями за очистку акватории от мазута, пока держат в секрете. Зато известно, что «Кама Шиппинг» свою финансовую ответственность за разлив нефтепродуктов не признает, а «Волгатранснефть» считает затраты спасателей недоказанными.

Две эти компании ни разу не были замечены в ликвидации последствий допущенного бедствия – ни личным участием, ни финансовыми вложениями. Они предоставили разгребать это «грязное дело» другим.

Напомню, топочный мазут, попадая в воду, разделяется на фракции. Часть этого вещества оседает на дно, а часть остается в толще воды и разносится черноморскими течениями по всей акватории. Кроме побережья Анапы, пострадали каменистые пляжи Севастополя, лучшие песчаные пляжи Евпатории и Феодосии, излюбленные места отдыха на побережье Ялты. Мазут вынесло в район природного заповедника «Большой Утриш» в Анапе, его находили и на берегу заповедника «Опукский» в Крыму.

«Волгонефть-239», севший на мель, вытащили из воды полностью только на прошлой неделе. На его борту было 4 300 тонн нефтепродукта, и ранее сообщалось, что спасателям удалось откачать почти полторы тысячи тонн. Пожалуй, на сегодня это единственная официально озвученная цифра, позволяющая судить, сколько ядовитой жидкости не попало в море.

Незадолго до того как затонувший танкер окончательно покинул воды Кубани, власти Краснодарского края сообщали о повторных выбросах мазута на побережье. Конечно, теперь пляжи не представляют такого печального зрелища, как в первое время после катастрофы, но мазутная крошка, тем не менее, была найдена между селом Витязево и станицей Благовещенской, а также на Бугазской косе. До этого в МЧС сообщали, что нефтепродукты снова находят по линии от мыса Панагия в Темрюкском районе до Центрального пляжа в Анапе. Всего специалисты ведомства собрали там около двух тысяч мешков с нефтесодержащими отходами.

Между тем глава Российского союза туриндустрии Илья Уманский заявил, что пляжи в Анапе полностью очистят от мазута к началу туристического сезона. По его словам, береговая линия курорта выглядит уже намного лучше по сравнению с началом года, когда случилась авария с танкерами.

Это называется выдавать желаемое за действительное. К сожалению, улучшение «внешнего вида» далеко не гарант безопасности. С наступлением лета, когда вода прогреется, мазут начнет подниматься со дна, и выбросы его на сушу продолжатся. Они будут происходить до тех пор, пока мазут циркулирует в море. Судя по тому, что танкеры перевозили, повторюсь, более девяти тысяч тонн этого ядовитого вещества, а официально сообщалось об откачке чуть менее полутора тысяч, можно предположить, что радужные прогнозы главного по туриндустрии России, мягко говоря, далеки от действительности. Не зря давно уже не слышно другого бодрого оптимиста, министра природных ресурсов и экологии РФ Александра Козлова. Помнится, он тоже раньше считал, что черноморские пляжи «будут приведены в норму к летнему сезону». Теперь таких заявлений он больше не делает.

Наталья МАКСИМИШИНА