9 мая. 72 года назад в этот день у людей по всей России лились слезы радости, удивления, восторга, гордости и, конечно, горя и грусти. Грусти за то, что им пришлось пережить эти четыре тяжелейших и страшнейших года; за то, что по всей стране почти не осталось мужчин в домах, которые могли бы помочь с хозяйством, с детьми или хотя бы просто быть рядом; за то, что им пришлось терпеть голод, холод, болезни, смерти вокруг, страдать не по своей воле, но быть обреченными на это другими, но все же людьми; за то, что их родственники, друзья, знакомые не справились со всеми испытаниями последних лет; за то, что все это закончилось.
2017 год, все то же 9 мая. 10 утра, Петропавловск-Камчатский, площадь Ленина. Сотни людей ходят по центру города, ожидая начала парада в честь 72-летия Великой Победы. Войска разной направленности уже стоят, готовые выйти на середину, готовые показать лучшую маршировку, лучший строй, лучшую подготовку. Боевые машины с застывшими в них солдатами уже выехали на дорогу. Жители города ищут наиболее удобное место, укромный уголок, откуда будет виден весь парад и даже лица солдат. Дети сидят на плечах у родителей и смотрят, не совсем понимая, в честь чего они сегодня вышли из дома, но все-таки чувствуют грандиозность мероприятия. Сегодня Великий праздник, и это можно прочитать друг у друга на лицах, впечатлениях и ощущениях.
На сцену вышел губернатор Камчатского края для того, чтобы произнести свою речь и дать официальное начало параду. Вокруг все стихло, и громче включили торжественную музыку, чтобы войска поняли: пора. Ведущие со сцены проговаривали названия войск и имена командиров под громкий стук обуви по асфальту и громкие команды командира, которые не было четко слышно со стороны зрителей, но которые были точно поняты и исполнены солдатами. И так, колонна за колонной, военнослужащие становились в один строй, все ближе и ближе подходя к тротуарам, на которых стояли очарованные строгостью парадных строев военного гарнизона Петропавловск-Камчатского городского округа. Некоторые уже и не пытались скрыть своих слез и гордость за свою страну.
Сразу же после такого яркого выступления войск на главную дорогу очень медленно начали выезжать боевые машины с сидящими на них солдатами, показывая готовность к бою. По сторонам стояли люди, смотревшие восхищенными взглядами, стараясь ничего не пропустить.
После окончания главного парада все будто выдохнули. Словно зрители волновались – как все пройдет. Оставалось ждать час до начала шествия «Бессмертного полка», и я крепче схватилась за табличку с фотографией моего деда и с надписью сзади: «Пропал без вести в 1943 году». Дети не совсем понимали значение этой фразы, спрашивая его у родителей, которые сначала смотрели в пол какое-то время, а потом тихо отвечали.
Во время ожидания я нашла машины МЧС и огромную очередь, которая была похожа не на одну просто неровную линию, а на большое столпотворение и взрослых, и детей, и музыкантов, которым оставалось немного времени до выступления. Все пытались как можно ближе подойти к столам, которыми ограждали себя волонтеры, накладывающие самую вкусную гречку с мясом и серым хлебом, наливали чай и делали все как можно быстрее. Желающих становилось все больше, дышать в такой очереди становилось все тяжелее, а вилки закончились. После часа стараний устоять на ногах и не задеть очередного прохожего с чаем я получила свою порцию гречки без вилки, и пришлось есть хлебом, не забывая о том, что его нельзя откусывать, иначе нечем будет есть.
Я шла в гору вместе с остальными людьми с табличками, рассматривая фотографии и читая надписи. Людей здесь было намного больше, чем на параде ранее, и все они из разных городов, сел, поселков, даже стран, но судьба сложилась так, что оказались все здесь, все вместе. Оставалось около 10 минут до начала шествия «Бессмертного полка», в 2016 году в это время строй еще только начинал собираться, и все те же волонтеры подсказывали, что делать, где и как надо встать, отвечали на бесконечные вопросы, раздавали наклейки с символикой и объясняли что к чему. В этом году подготовка проходила проще и быстрее: все знали, где встать, все знали, как идти. Когда я уже подошла, то увидела необычайно длинную колонну, у которой не было видно конца, а в глаза бросались лица сотен людей, которые пришли почтить память своих воевавших родственников и близких.
Ровно в два часа дня в микрофон с маленькой сцены произнесли слова напутствия, и колонна начала двигаться. Мы двигались медленно, останавливаясь, но после первых пяти минут подстроились друг к другу и наконец-то выровнялись. По сторонам на тротуарах стояли люди, некоторые тоже с табличками, и мне было интересно, почему же они не встали в строй, а хотели наблюдать со стороны. Из автомобиля рядом лилась песня, слова которой были: «…Бессмертный полк с честью выполнил свой долг…» Эта строчка мне запомнилась еще надолго, и я шла, постоянно возвращаясь к ней в мыслях. С этого момента и я оказалась в числе тех, кто чувствовал гордость за свою страну, шагая вместе с остальными в День Победы. Когда мы подошли к трибуне, там стояли ветераны, махали нам, плакали и выкрикивали слова благодарности.
После дня Победы в школе нам задали вопрос: «Как вы думаете, для чего мы празднуем День Победы, и что этот праздник значит лично для вас?» Этот праздник значит, что наши деды и прадеды боролись не зря, значит, что мы выжили, значит, что родились следующие поколения, что родилась я, что родятся мои дети и внуки. Он означает, что ветераны, которых сейчас осталось так мало, видели, что мы их помним, ценим и не забудем. Значит, они отдали жизнь за нас не зря.
Сейчас бытует мнение, что больше не обязательно праздновать День Победы, что это «сложная тема», и нам не следует гордиться своей победой. Этот день отмечен в календаре для тех, кому мы кладем гвоздики на могилы, кому мы благодарны и кого всегда будем помнить. И чтобы помнили те, кто будет идти так же по главной площади после нас с портретом своих героических прадедов. Иначе страна, которая забудет своих героев, перестанет существовать.
Елизавета ШИРОКОВА