В который уже раз День города в краевом центре предполагается отпраздновать загодя. Право, и не знаю, что тут сказать. Сарказм – неуместен. Призыв соблюдать общепринятые и религиозные каноны, не предусматривающие заблаговременного празднования любых юбилеев, – бесполезен. А мое, и не единожды высказанное, предложение о возвращении Петропавловску подлинного дня основания города, приуроченного к забивке первого колышка его первого строения отвергалось вечно вчерашними властями только потому, что «наши ученые» считают иначе. Вот отчего я просто кратко повторю доводы против заблаговременного проведения юбилея. И, надеюсь, что наш молодой и, главное, незашоренный прошлыми представлениям и.о. губернатора по крайней мере обратит внимание на проблему.
Начну же я свой анализ с напоминания о том, что официальный – 6 (17) октября 1740 года – день основания Петропавловска в силу ряда причин чисто субъективного свойства был привязан к дате захода в Авачинскую губу пакетботов Второй Камчатской экспедиции «Св. Петр» и «Св. Павел». Именно субъективного, так как к этому времени на берегу так называемого ковша уже стояло полтора десятка разного рода зданий и строений, построенных под руководством подштурмана Ивана Фомича Елагина. Так что мне остается лишь еще раз напомнить хронологию произошедших 280 лет тому назад событий.
Итак, 10 июня (по старому стилю) 1740 года бот «Св. Гавриил» под командованием И. Ф. Елагина, вошел в Авачинскую губу. О чем В. Беринг в своем рапорте написал: «… сообщил: «… отправился де он, Елагин, от Большей реки на боту маия 16 дня того же 740-го году к Овачинской губе и прибыл в тое губу июня 10-го числа благополучно» [Рапорт Беринга…, 1984, с. 212–214].
В этот же день была осмотрена площадь возведения будущих строений и забит первый колышек на месте фундамента первого здания. А уже 20 сентября 1740 года И. Ф. Елагин написал В. Берингу: «При которой губе построено камчатскими служилыми и ясашными иноземцами жилых покоев в одной связи пять, да казарм три, да три ж амбара в два апартамента» [там же, с. 214]. Однако В. Беринг, которого официально считают основателем нашего города, все еще пребывал в Охотске. А потому с основанием нашего города он связан лишь тем, что это по его приказу И. Елагин начал строительство новой гавани.
Но последую далее. До самого последнего времени практически все исследователи и историки, включая камчатских краеведов, считали, что пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» вошли в Авачинскую губу 6 (17) октября 1740 года одновременно. Во всяком случае лично мне известно лишь одно исключение, принадлежащее видному историку Н. Н. Зубову, который в своей капитальной сводке «Отечественные мореплаватели – исследователи морей и океанов» написал: «Св. Павел» пришел в Авачинсую губу 27 сентября, а «Св. Петр» – 6 октября» [Зубов, 1954].
Тем не менее и после этого исследователи в своих представлениях о дате основания Петропавловска исходили из следующих данных В. Беринга: «А вышереченная гавань к отстою в зимнее время морских судов весьма способна, и для того прибыли в оную гавань в двух пакетботах со всею командою того ж 740 году благополучно, где и зимовали. И оная гавань названа нами святых апостолов Петра и Павла» [Рапорт Беринга…, 1984, с. 214]. Хотя он так и не сказал, что пакетботы вошли в Авачинскую губу раздельно.
Но ведь не сказал он и того, что это именно он основал город. Он всего лишь на правах руководителя экспедиции дал ему название. Причем, специально подчеркну, присвоил это имя не по названию своих судов, как считают многие историки и краеведы, а по именам их покровителей – Святых апостолов Петра и Павла.
Что же касается раздельного захода пакетботов в Авачинскую губу, то ко всему сказанному остается присовокупить выдержку из письма студента А. П. Горланова Г. Миллеру: «Господин капитан Чириков на пакетботе «Санкт-Павел» в Овачинскую губу прибыл сентября в последних, а капитан-командор господин Беринг в первых числах прошедшего октября…» [Письмо А. Горланова…, 1998, с. 380].
Таким образом, у нас есть все основания для того, чтобы день рождения нашего города приписать к июню 1740 года. Но не к 10-му, а к 11-му числу, так как сам И. Ф. Елагин дату захода бота «Св. Гавриил» обозначил по так называемому морскому времени, которое на 12 часов отставало от гражданского исчисления суток. Ну а поскольку к тому же расхождение во времени между календарем царской России и современным календарем составляла на тот момент 11 дней, то день рождения Петропавловска следует отнести к 22 июня.
Ну и последнее. На мой взгляд, перенесение даты основания Города воинской славы на 22 июня будет иметь еще и глубокий символический смысл. И то, что 22 июня – это общенациональная скорбная дата, не может быть основанием для неприятия этого предложения. Ибо, замечу, 22 июня свой день рождения отмечают миллионы россиян. Но никто не рассматривает это как нечто несовместимое. Это просто данность, которую следует принимать во внимание – и не более.
Валерий БЫКАСОВ,
научный сотрудник
института вулканологии
и сейсмологии ДВО РАН