Настоящий подарок в этом году сделало Министерство культуры Российской Федерации производителям алкогольной продукции нашей страны.
Ведомство Владимира Мединского подготовило поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Господин Мединский предлагает отменить запрет на продажу алкогольных напитков в учреждениях, где осуществляется «деятельность в области культуры». Указанное законодательное новшество будет распространяться на все без исключения учреждения культуры. Сегодня закон позволяет торговать алкоголем только в парках культуры и отдыха, концертных и театральных залах.
Главный чиновник по культуре в России уверен, что ограничение по продаже алкогольной продукции «ущемляет права организации культуры и посещающих их граждан».
Не будем рассуждать на тему, почему ранее действовал антиалкогольный запрет, и то же министерство культуры во главе с тем же министром считало его обоснованным.
Все в жизни меняется.
Вероятно, Владимир Мединский за антиалкогольный период в культуре прошел нелегкий путь к вершине миропонимания – in vino veritas! (истина в вине!).
Владимир Ростиславович, будучи автором многих популярных книг по российской истории, в одной из них – «Скелеты из шкафа русской истории» (изд. ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2011) на странице 171 пишет: «Ни для кого не было секретом, что самой проспиртованной средой в советское время была именно творческая – актеры, писатели, художники. Ну и журналисты, конечно. Обладатели тонких ранимых натур шли на компромисс с властью, требовавшей полной лояльности, а взамен получали возможность не просыхать. На это-то власть смотрела сквозь пальцы».
Интересно узнать, почему сегодня пьют актеры, художники, а также иные люди творческого труда?
Наверное, об этом Мединский напишет в своей следующей книге.
Допустим, завтра поправки в закон вступят в силу, и наша краевая библиотека имени Крашенинникова разрешит в своем кафе продавать горячительные напитки. Мединский уверен: количество посетителей данного культурного учреждения увеличится в разы. Согласитесь, приятно не спеша подумать о вечном под бокал хорошего «Каберне» или на худой конец «Саперави».
Если тонкая и ранимая душа посетителя вдруг обезобразится трещиной творческой депрессии, то ее можно «заполировать» напитком покрепче.
Когда здание нового камчатского театра кукол будет наконец построено, даже страшно подумать, какой высоты могут достичь волны творческого прилива в театральном буфете. Кукольный очаг культуры из едва нагревающейся кастрюльки может превратиться в бурлящий котел страстей, новых идей и свершений.
Нет, согласитесь, как тонко господин Мединский чувствует творческую среду. Его идеи оказались настолько злободневными, что пора всерьез подумать об увеличении продолжительности антрактов на спектаклях в театрах. Надо дать возможность людям, пришедшим прикоснуться к святому телу культуры, подольше насладиться ее теплом.
Что будет твориться в центральных музеях и выставочных залах страны в плане культурного накала и притока посетителей, когда там начнут продавать спиртное, знает один только Владимир Мединский.
Если сейчас, чтобы попасть в музей изобразительных искусств имени Пушкина или Третьяковскую галерею, нужно записываться в очередь за три недели, то с введением поправок Мединского о музеях можно забыть.
Не исключаю, что желание внести изменения в законодательство у господина министра появилось после принятия немалой дозы огненной воды. Иначе зачем нужно расширять сеть торговли алкогольной продукцией в учреждениях культуры? В этом нет никакого культурного смысла, за исключением коммерческого.
В какой мере прибыль, полученная от продажи алкогольной продукции в учреждениях, осуществляющих культурную деятельность, поможет самой культуре, ответить не может никто. Зато алкогольная инициатива изрядно подпортит имидж самому руководителю культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому.
Ему все-таки нужно помнить, что культура в ее классическом определении по толковому словарю Владимира Даля – это «образование умственное и нравственное», а по толковому словарю Сергея Ожегова – «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей».
Вячеслав Скалацкий