Итоги ЕГЭ-2018: упал ли уровень знаний российских школьников
ЕГЭ-2018 показал, что выпускники устойчиво держат планку по средним баллам второй год подряд, а где-то и повышают ее. Однако порядка половины родителей выпускников недовольны качеством образования и вынуждены нанимать репетиторов. Три четверти родителей и вовсе выступают против ЕГЭ.
Основная волна сдачи единого государственного экзамена закончилась 2 июля. Выпускники 2018-го, всего порядка 645 тысяч человек, обошли по показателям ребят, которые сдавали итоговые экзамены в прошлом году. Например, средний балл по русскому языку увеличился с 69 до 70,93. На 1,5 балла выросли средние показатели ЕГЭ по математике базового уровня (4,29 против 2,79). Та же картина с профильной математикой и экзаменом по географии. В целом показатели примерно те же, что и в прошлом году, – где-то плюс балл-полтора, где-то минус. В отдельных регионах наблюдаются более резкие скачки: в Башкирии, например, на 12,2 % выросло число отличников по математике.
«Последние несколько лет средние баллы по всем предметам находятся в целом на одном и том же уровне. Ожидать их бесконечного роста неправильно – можно самих себя в тупик загнать. Сейчас мы пришли к золотой середине», – отметил замглавы Рособрнадзора Анзон Музаев. Выросло и число ребят, которым удалось получить от 80 до 100 баллов. Если в прошлом году они составляли ровно четверть от общего числа сдающих ЕГЭ, то в этом году показатель немного превысил эту планку и составил 26,7 %.
По нарушениям показатели примерно те же, если сравнивать с прошлым годом. Не было и громких скандалов, таких как в 2013 году: тогда выяснилось, что каждый пятый отличник в регионах Северного Кавказа списывал ЕГЭ. На этот раз за списывание из аудиторий в общей сложности удалили свыше 1,1 тысячи школьников: в точных цифрах на 13 человек меньше, чем в прошлую волну госэкзаменов. Меньше ребят поймали на использовании шпаргалок и смартфонов. Хотя и без эксцессов не обошлось: в одном из регионов, по словам Кравцова, у школьника изъяли рыболовную удочку – с ее помощью товарищи пытались передать через окно шпаргалку.
С каждым годом контроль усиливают. В этот раз онлайн-трансляция велась с 93 % площадок проведения ЕГЭ – это максимум, которого можно достичь. В остальных 7 % аудиторий, как отмечали в Рособрнадзоре, экзамены сдавали выпускники с ограниченными возможностями здоровья, к которым предъявляются более мягкие требования.
Единый госэкзамен критиковали как до его проведения, так и после. 5 июля Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты исследования, согласно которым 77 % россиян считают ЕГЭ причиной ухудшения качества знаний.
Прошлым летом аналогичный опрос проводил «Левада-центр» в 48 регионах страны. Тогда 44 % опрошенных заявили, что отрицательно относятся к отмене классических экзаменов и переходу на единый госэкзамен, самая большая доля противников – 65 % – москвичи. Возможно, причиной тому то, что ЕГЭ упростил путь школьникам из регионов в столичные вузы.
В марте об отмене ЕГЭ заговорили в Госдуме. Депутаты из фракции ЛДПР грозились внести на рассмотрение нижней палаты парламента соответствующий законопроект. Либерал-демократов в очередной раз упрекнули в популизме.
С таким же предложением в апреле выступил и президент Российской академии наук Александр Сергеев. Он призвал отменить ЕГЭ и вернуть «научную часть» обучения в школы. «Мы должны очень внимательно посмотреть на проблему утечки интеллекта из страны. Задачи, которые мы должны решить, связаны с тем, чтобы карьера ученого была привлекательной в стране», – заявил Сергеев.
В Минобрнауки раз за разом отвергают критику ЕГЭ, подчеркивая, что он позволяет объективно оценить знания выпускников и дает им равные условия для поступления в вузы. Комментируя заявление президента РАН, директор департамента информационной политики министерства Андрей Емельянов призвал отказаться от этих споров ради выпускников и их родителей: «Идет активная фаза сдачи ЕГЭ, в которой участвуют сотни тысяч учащихся со всей страны, и любые неожиданные заявления, затрагивающие напрямую эту систему, могут негативно сказаться и привести к излишнему волнению и стрессу родителей и школьников».
На данные критического опроса ВЦИОМа в профильных ведомствах отреагировали скептически. Замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что недовольных сообщений от родителей и детей касательно ЕГЭ не поступало. Критика, однако, звучит по поводу государственной итоговой аттестации после девятого класса.
Недовольство россиян вызывает не только сам формат итоговой аттестации, но и качество подготовки к ней. 42 % участников опроса ВЦИОМа недовольны уровнем обучения. Специалисты РАНХиГС три года отслеживали эффективность школьного образования и в ходе исследования установили, что порядка половины родителей выпускников считают невозможной подготовку к ЕГЭ без репетиторов и дополнительных курсов.
По данным сервиса объявлений «Юла», чаще всего россияне искали репетиторов по английскому языку. На втором месте – преподаватели по математике, следом – по химии. Репетиторы по иностранным языкам и самые дорогие: в среднем занятие стоит 800 рублей. Час с учителем по химии, по оценкам сервиса, обходился немногим дешевле – 790 рублей. Если предположить, что ребенок ходит к репетитору дважды в неделю с начала учебного года, один английский при цене в 800 рублей обойдется родителям примерно в 60 тысяч рублей.
В столице репетиторы обходятся дороже, но и необходимости в них меньше. Международная консалтинговая группа Bain & Company признала уровень знаний школьников Москвы одним из самых высоких в мире. В одном ряду с российской столицей оказались Гонконг, Сингапур, Токио, Шанхай и Хельсинки. Точечно аналитики отметили высокий уровень математической грамотности московских школьников.
(www.ria.ru)