Как нам реорганизовать Всемирное антидопинговое агентство
Дисциплинарная комиссия Денниса Освальда, расследующая допинговые обвинения в адрес российских участников Олимпиады в Сочи, похоже, вынуждена ускорить свою работу. В лучшем случае она закончит рассмотрение документов 4 декабря, всего за день до итогового заседания исполкома Международного олимпийского комитета (МОК).
Тем временем МОК отменил слушания дел российских спортсменов в комиссии Денниса Освальда, назначенные на 22 ноября. Ранее предполагалось, что в этот день будут рассмотрены дела семи наших хоккеисток и некоторых других олимпийцев, обвиняемых в манипуляциях с допинг-пробами во время Игр в Сочи. В итоге дела хоккеисток отложены до 4 декабря, а дела остальных спортсменов будут рассмотрены во время ближайшего заседания 23 ноября. В частности, предполагается изучить обвинения в адрес двукратного олимпийского чемпиона по бобслею Алексея Воеводы.
О последних претензиях Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) к нашей стране «Вести» подробно рассказывали в предыдущем номере (от 15 ноября). На данный момент Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) выполнило почти все требования международных организаций, но тем не менее о его полной реабилитации речи пока не идет. Два последних условия, поставленные международными организациями, являются для нас неприемлемыми.
Во-первых, Россия должна официально полностью признать выводы предыдущей комиссии Ричарда Макларена, обвинившей в употреблении допинга около ста наших спортсменов, которые якобы принимали стимуляторы при поддержке государственных структур. Но доклад Макларена, по сути, содержит лишь голословные обвинения. Получается, что в отсутствие доказательств Министерство спорта РФ и высшее руководство страны сами должны признать себя нарушителями.
Во-вторых, ВАДА требует предоставить в его распоряжение допинг-пробы, которые опечатаны Следственным комитетом РФ. Но опечатаны они не просто так, а в рамках уголовного дела. Следственные действия, предусмотренные Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ, имеют явный приоритет перед любыми действиями, пусть даже и международных спортивных организаций.
Очевидно, оба требования российской стороной приняты не будут, а это значит, что вероятность отстранения России от участия в Белой Олимпиаде-2018 в Пхенчхане будет весьма высокой. Ведь национальный олимпийский комитет уже дал понять, что выступать на играх под унизительным нейтральным флагом российские олимпийцы не намерены.
В такой ситуации некоторые спортивные обозреватели высказали любопытное предложение: ВАДА и МОК должны быть реорганизованы по нашей инициативе. Прежде всего, для того, чтобы исключить коллективную ответственность стран за грехи отдельно взятых спортсменов. В конце концов дисквалификациям за допинг подвергались не только россияне. Среди попадавшихся норвежские лыжники и испанские велосипедисты, американские легкоатлеты и северокорейские стрелки. Но никогда и никому не приходило в голову в связи с этим отстранять от Олимпиад целиком сборные этих стран вообще по всем видам спорта.
Добиться реформ можно в первую очередь обратившись не в спортивный арбитраж в Лозанне, официально уполномоченный разбирать жалобы на решения по международным допинговым спорам, а в обыкновенные гражданские суды. Ведь с юридической точки зрения обжаловаться будут не антидопинговые решения ВАДА и МОК, а сама судьба этих организаций, – полагает писатель и публицист Дмитрий Лекух.
Прецеденты были: В 1995 году Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) вздрогнул от решения по нашумевшему «делу Босмана». Бельгийский игрок Жан-Марк Босман после пятилетней тяжбы добился того, что гражданский суд решил: принятое Европейским союзом (ЕС) законодательство запрещает ограничивать право человека на свободу перемещения по окончании действия контракта. Таким образом, действия клуба «Льеж», требовавшего компенсацию за отработавшего свой срок Босмана, были признаны незаконными.
Параллельное дело Босмана против УЕФА тоже закончилось его победой. Он требовал признать незаконным лимит на иностранцев в составе клубов по формуле 3+2 (три иностранца плюс два натурализованных игрока, отыгравших в стране более пяти лет). Этот иск также был удовлетворен. Вся трансферная система в Европе оказалась нелегитимной и рухнула.
А затем последовало и «дело Игоря Симутенкова» 2005 года. Россиянин, выступавший за испанский футбольный клуб «Тенерифе», выиграл в гражданском суде процесс, в котором доказал, что, согласно соглашениям между Россией и Евросоюзом, запрещена дискриминация россиян, которые законно работают в любой стране ЕС. После этого граждане нашей страны также попали под действие вердикта по «делу Босмана».
Еще один способ оказать давление на МОК уже использовала наша Континентальная хоккейная лига (КХЛ). Ее руководство официально заявило, что в случае недопуска россиян на Олимпиаду-2018, она запретит участие в Играх абсолютно всем игрокам своих клубов, а среди них много легионеров. Причем элементарным способом: просто изменив календарь игр и ликвидировав олимпийское окно в своем расписании. Таким образом, КХЛ могла бы последовать примеру своих североамериканских коллег из Национальной хоккейной лиги (НХЛ), чьи игроки в Пхенчхан не поедут.
Если КХЛ также откажется отпускать своих хоккеистов в Корею, олимпийский хоккейный турнир – главная изюминка любой зимней Олимпиады – окончательно лишится и престижа, и зрелищности. Но в нашем случае могут возникнуть проблемы. В понедельник, 20 ноября, президент Международной федерации хоккея на льду (ИИХФ) швейцарец Рене Фазель в интервью канадскому журналисту Бобу Маккензи заявил, что в случае запрета КХЛ на участие игрокам лиги в Олимпиаде возможны санкции в отношении российского хоккея.
Дело в том, что НХЛ официально не вводила запрет. Там было принято коллективное соглашение владельцев клубов и профсоюза игроков о невозможности участия по финансовым обстоятельствам. Так что де-юре энхаэловцы, дескать, вольны поехать в Пхенчхан, но добровольно откажутся от этого. Помимо этого, НХЛ, в отличие от КХЛ, юридически не подчинена ИИХФ, так что в принципе может поступать, как ей заблагорассудится.
Теперь шайба на российской стороне. Да, есть вариант, что все закончится хорошо, что в начале декабря нашей хоккейной сборной, как и представителям других видов спорта, разрешат поехать в Пхенчхан. Но если случится худшее? Готова ли Россия к мировой хоккейной войне, в которой не будет ни победителей, ни проигравших?
Дмитрий ЧЕРНОВ