Смертельные уроки физкультуры

В прошлом учебном году на уроках физкультуры погибли 211 российских школьников. Об этом на заседании в Совете Федерации в понедельник, 9 октября, заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Речь идет не о гибели в результате травмы, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Нынешний учебный год вновь начался с трагедий: 19 сентября скончался потерявший сознание на уроке физкультуры 14-летний восьмиклассник в городе Димитровграде Ульяновской области. Мальчик страдал заболеванием сердца. Мэр города со ссылкой на очевидцев заявил, что ребенок только присутствовал на уроке вместе с одноклассниками, но упражнения не выполнял. 5 декабря 2016 года в состоянии клинической смерти с урока физкультуры госпитализировали ученика коррекционной школы в Петербурге. Врачам не удалось спасти девятиклассника.

«Персональная защита данных к чему привела – у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок», – отметила Васильева.

В настоящее время министерство планирует вернуть существовавшие прежде группы здоровья, которые определяют врачи. Это позволит дифференцировать нагрузку и информировать каждого учителя, с каким именно диагнозом ребенка он имеет дело.

— Я работаю учителем физкультуры в московской школе уже без малого 25 лет, – говорит Наталья. – Никакой проблемы из-за защиты персональных данных в столичных учебных заведениях нет. Нам сообщают группу здоровья и заболевания, которые выявлены у ребенка. Другое дело, что если в начале моей работы из класса 2–3 человека имели 2-ю группу здоровья, а остальные первую, то теперь все с точностью до наоборот. Естественно, чем больше детей со слабым здоровьем, тем выше потенциальный риск внезапной смерти ребенка во время физических нагрузок. В нынешней ситуации со здоровьем детей учителям физкультуры приходится подходить к ученикам индивидуально, в зависимости от здоровья и физических возможностей. При этом никто из нас не застрахован от подобной трагедии. Лично я на каждом собрании прошу всех родителей сообщать мне лично о любых новых заболеваниях, выявленных у ребенка, или просто об их наблюдениях и опасениях. Другое дело, что немало родителей могут даже не заметить ухудшение их самочувствия.

Во всех развитых странах количество внезапной смерти детей и подростков, в том числе и на уроках физкультуры, в последние годы значительно увеличилось. Половина всех случаев гибели детей приходится именно на внезапную смерть, в той же Америке ее жертвами становится 5–7 тысяч школьников ежегодно.

По мнению врачей, причина этого кроется в медицинском прогрессе и стремительно возросшей нагрузке на современных детей.

— На мой взгляд, если министерство образования хочет хоть немного сократить количество случаев внезапной смерти детей на уроках физкультуры, им стоит заняться пересмотром собственной деятельности в сфере школьного образования, – считает врач-педиатр Татьяна Карлович. – Среди моих пациентов много детей, которых я наблюдаю долгие годы, с рождения до подросткового возраста. Сейчас дети, по сравнению с советскими временами, находятся в постоянном стрессе, у них более сложная программа, огромное количество дополнительных занятий и почти нет свободного времени. Раньше серьезная нагрузка на школьника ложилось лишь в 10–11 классе, перед поступлением в институт, теперь же подобное состояние дети испытывают с самого нежного возраста. Кроме того, поколение современных детей с точки зрения здоровья значительно более слабое, чем предыдущие. Причина этого кроется, во-первых, в медицинском прогрессе, когда стали спасать и ставить на ноги ранее безнадежных малышей. А во-вторых, в стремительно ухудшившейся экологической ситуации и некачественном питании. В первую очередь в ответе за жизнь ребенка, безусловно, его родители. Им необходимо по мере возможности ограждать детей от излишних нагрузок, почаще вывозить их за город, следить за питанием, давать витамины. Большинство случаев внезапной смерти кроется в сердечных патологиях. В связи с этим нужно раз в год самостоятельно посещать кардиолога и проводить все необходимые анализы, не дожидаясь обязательной диспансеризации, которая проводится всего 4 раза за время обучения в школе.

Первый заместитель главы думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко прокомментировал заявление госпожи Васильевой. К таким результатам привел конфликт между министерством здравоохранения и министерством образования и науки, рассказал Онищенко в интервью радиостанции «Говорит Москва».

«Тяжба между Минздравом и Минобрнауки по поводу того, где же быть врачам в школьных кабинетах в этой системе, кончилась тем, что в современных школах есть прекрасно оборудованные медицинские кабинеты, но нет главного – нет врачей», – заявил Онищенко.

(По материалам российских СМИ)