Руководство КамчатГТУ пыталось экономить на отпускных
Информация о том, что Камчатский государственный технический университет (КамчатГТУ) сегодня живет в режиме жесткой экономии, давно уже вышла за стены вуза. В учебном заведении проводятся массовые сокращения должностей младшего персонала, в частности, лаборантов. Многие преподаватели переводятся на работу по совместительству. Но руководство КамчатГТУ изобрело еще один нетривиальный метод сокращения расходов. С некоторых пор там перестали в полном объеме начислять сотрудникам компенсацию дополнительного отпуска, который по Трудовому кодексу РФ полагается тем, кто работает в районах Крайнего Севера.
Система предоставления льготных камчатских отпусков очевидно знакома любому работающему жителю полуострова. Каждый, кто трудится здесь, имеет право не только на основной отпуск в 28 календарных дней, но и на дополнительные 24 дня отдыха за работу в условиях Крайнего Севера. Если работник увольняется, а отпуск к этому моменту он по каким-то причинам не использовал, выплачивается денежная компенсация. Ее-то и попыталась частично «зажилить» администрация КамчатГТУ, переводя своих педагогов на работу по совместительству.
С такой ситуацией, в частности, столкнулась заведующая кафедрой физической культуры вуза Елена Руденко, которая до недавнего времени возглавляла еще и университетский центр развития спорта. Данная структура занималась подготовкой квалифицированных спортсменов из числа студентов, а также формировала команды для участия в ежегодной краевой молодежной спартакиаде.
Выполнялась эта работа более чем успешно: в последнее десятилетие спортсмены КамчатГТУ неизменно выигрывали спартакиаду в общем зачете, завоевав при этом больше 120 кубков за победы в отдельных видах программы. Однако в режиме затягивания поясов администрации технического университета стало не до физкультурных достижений. Ректор Сергей Левков решил, что для того, чтобы бегать и прыгать, студентам вполне хватит физкультурной кафедры. Центр развития спорта следует ликвидировать.
Приказ начальника – закон для подчиненного, и уволенная из центра по сокращению Елена Руденко отправилась в бухгалтерию получать расчет. Вспомнив о том, что, тренируя спортсменов, не была в отпуске несколько лет, женщина успела прикинуть, какую сумму ей должны выдать в качестве компенсации. Но у окошка кассы выяснилось, что она жестоко просчиталась. Северный отпуск ей компенсировали только за последние полтора года, а не за все проработанное время, как положено в соответствии со статьей 127 Трудового кодекса РФ.
На первый взгляд может показаться, что это было просто досадное недоразумение. В конце концов не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но быстро выяснилось, что отказ в выплате причитающейся педагогу суммы – сознательная позиция руководства университета. Более того, Елена Руденко не единственная, кого попытались облапошить финансисты КамчатГТУ.
Когда в ректорат пришли из Государственной инспекции труда в Камчатском крае, там объяснили: мол, никакой Трудовой кодекс им не указ, а руководствуются они девятой статьей Конвенции Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках», которую наша страна ратифицировала семь лет назад. В этом документе действительно существует положение о том, что «непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позднее, чем в течение 18 месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск».
Но, прежде чем совершать подобные изящные финансовые финты, ректорату следовало бы подробнее ознакомиться с практикой применения в России разного рода международных конвенций.
Дело в том, что если между российским законодательством о труде и международным правом возникают противоречия, то спорный вопрос решается в пользу интернациональных договоров и конвенций только в том случае, если они устанавливают для граждан более льготные правила, чем внутренние законы. В нашей же ситуации российский Трудовой кодекс имеет безусловный приоритет, поскольку статья 127 ТК РФ гласит: «При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска». Ни о каком ограничении в полтора года там нет ни слова.
Доктор социологических наук Сергей Левков, возможно, не разбирается в таких нюансах. Но в его подчинении находится юридическая служба вуза, сотрудники которой, на наш взгляд, были обязаны поправить босса. Одно из двух: юрисконсульты КамчатГТУ либо некомпетентны, либо сознательно проявили правовой нигилизм. Фокус в итоге не удался. Госинспекция труда направила ректору предписание, обязывающее полностью рассчитаться с Еленой Руденко, что и было сделано.
Впрочем, недоплаченную сумму в университете пока получила она одна. Другие не успели или не рискнули жаловаться в Госинспекцию труда и не получили на руки соответствующих предписаний. А самостоятельно устранять нарушение законодательства в руководстве и бухгалтерии КамчатГТУ, похоже, не намерены.
Дмитрий ЧЕРНОВ