РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Первая декада декабря запомнилась камчатцам не только обильными снегопадами и плохой расчисткой дорог, но и четвертым конгрессом молодых ученых прошедшем в городе Сочи. Камчатская делегация приняла участие в работе конгресса со своей повесткой «Камчатка: территория открытий». От нашего полуострова туда приехала заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева. В протоколе участников она была записана еще и как руководитель по научно-технологическому развитию Камчатского края (Вот это да! Пожалуй такой научной прыти от главной креаторши региона не ожидал никто). Вместе с ней наш край представила и.о. ректора КамГУ имени Витуса Беринга Ольга Ребковец.

Похоже, ложное ощущение своего веса в научном арт-кластере сыграло с двумя камчатскими «фаворитками» злую шутку. Они начали, на мой взгляд, неадекватно витийствовать. Сначала госпожа Лебедева заявила (Цитирую. Здесь и далее стилистика сохранена): «Вхожу в «научный» спецназ». Из её выступления мы узнали, что она учится (цитирую): «…на третьем потоке кадрового резерва Минобрнауки». Вспоминая о своем нелегком пути в науку, она заявила (цитирую): «Я помню, как ко всем приходила, говорила: какой у нас запрос на науку? Мне говорили все: иди у нас поручения, нам надо документы писать, справки. И тем не менее, мы когда провели, а мы взяли тогда достаточно широкий формат и как убирать снег в одном из самых заснеженных регионов страны, поговорили про картофелеводство, про бальнеологию, — и поняли, что для Камчатки в которой всего семь научных институтов и ученых тоже не так уж много, это отличный механизм привлекать научные кадры и опыт исследователей со всей страны, когда уже наука России работает на интересы Камчатки».

Из сказанного спецназовкой госпожой Лебедевой остается неясным, к кому она приходила со своими сколковскими идеями, хотя она заявляет «ко всем». Кто эти все? Могу с уверенностью сказать, что ко мне она не заходила. Однако охотно верю заявлению терминаторши от науки, когда она натыкалась на реакцию тех, к кому визитировала (цитирую): «Мне говорили все: иди…». Видимо Александра Сергеевна не решилась дословно воспроизвести пожелания собеседников, в каком направлении ей двигаться. В этой ситуации меня особенно впечатлил её научный подход к уборке снега на Камчатке. Анализируя снежный покров конца этого года, похоже, что должностные лица решили вообще не обращать внимания на снег. В конце концов, он же сам растает. За покорение вершины этой философской мысли Александра Лебедева заслуживает отдельной похвалы. Вот уж действительно. Камчатка – территория кадровых «открытий».

Полагаю, пустозвонство зампреда Лебедевой оказалось заразным. Вот что заявила другая камчатская участница конгресса и.о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга Ольга Ребковец (цитирую): «Миссия университета – работать на стратегию социально-экономического развития региона, используя потенциал Камчатки как природной лаборатории. Мы развиваем исследовательскую инфраструктуру, привлекаем федеральных партнеров через сетевые программы, создаем зеркальные лаборатории и запускаем совместные проекты».

Напомню, что Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ им. Витуса Беринга) был основан в 1958 году как Камчатский государственный педагогический институт. Его основной задачей с тех самых пор является подготовка педагогических кадров для средних общеобразовательных школ сначала Камчатской области, а затем Камчатского края. В настоящее время университет не выпускает из своих стен учителей физики, химии, математики, географии, природоведения и т. д. В камчатских средних общеобразовательных школах не хватает около сорока процентов педагогических кадров. Не смотря на это, университет выступает координатором Межведомственной комплексной программы научных исследований Камчатского полуострова на 2024-2026 годы и формирует научно-образовательный консорциум с ведущими техническими ВУЗами страны, если верить госпожам Ребковец и Лебедевой.

Похоже, две сановные дамы сами себя очаровывают своими же фантазиями. Они фонтанируют трескучими идеями, которые уже давно либо воплощаются без них, или не будут воплощены никогда в виду отсутствия достаточной научно-технической базы, либо как не имеющие для Камчатки практического значения. И главное, две этих спецназовки от науки за деревьями не видят леса. Если общеобразовательные школы Камчатки не будут укомплектованы учителями в полной мере, то о научном прогрессе на полуострове можно забыть.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ