РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

18 августа министр культуры Камчатского края Оксана Прокопенко растолковала читателям, что Министерство культуры объявило конкурс на замещение вакантной должности директора Камчатского государственного бюджетного учреждения (КГБУ) «Камчатский краевой объединенный музей».

Как известно, 30 июня 2023 года уволился предыдущий директор музея, бывший бармен из Партизанска (Приморский край) Максим Соболевский. Он появился из культурного небытия, сначала во владивостокском Музее-заповеднике истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева, а затем, по зову Правительства Камчатского края, прибыл повышать культурный уровень нашего Краевого объединенного музея. На едва окультуренного «парашютиста» чудь-министр Оксана Прокопенко и сколковское чудо – зампред Александра Лебедева почему-то возлагали большие надежды, вероятно оттого, что сами разбирались в музейном деле как овцы в апельсинах.

Прибыв в Петропавловск-Камчатский, господин Соболевский с ходу заявил: «Я хочу сделать так, чтобы музей стал точкой притяжения (не правда ли, сколковская тирада? – Авт.) как для жителей Петропавловска-Камчатского, так и для туристов».

Полтора года Максим Соболевский клепал «точку притяжения». В результате его стараний уволилась добрая половина старых музейных работников. Однако не кадровой рубки ждали от нового директора, а Концепцию создания нового Музея Камчатки, в котором нашлось бы местечко Музею воинской славы.

Видать, что-то пошло не так у бывшего приморского бармена. Это вам, как говорится, не текилу-бум разводить, здесь думать надо. И тогда музей заключил договор о создании Концепции с Музеем-заповедником Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева в лице директора Виктора Шалая на почти одиннадцать миллионов рублей. После чего господин Соболевский отправился туда, откуда приехал.

На этот раз госпожа Прокопенко несколько сменила восторженную риторику (цитирую): «Мы приглашаем инициативных и талантливых людей, которые знают, как сделать музей более интересным, привлекательным для посетителей. Конечно, это очень непростая работа… От претендентов мы ждем заявление об участии в отборе, анкету и творческий проект на тему: «Региональный модельный стандарт современного музея Камчатского края». Он должен быть выполнен с учетом создания будущего Музея Камчатки и сочетать инновационность, уникальность, обоснованность бюджета и реалистичность ожидаемых результатов».

Когда Оксана Прокопенко умничает по поводу культуры, мне кажется, что она бредит. Разберем придуманный ею творческий проект на тему: «Региональный модельный стандарт современного музея Камчатского края».

Понятие «модельный стандарт» в данном случае можно заменить словами «предлагаемый набор правил». Если бы чудь-министр Оксана Прокопенко совместно со сколзампредом краевого правительства Александрой Лебедевой хотя бы иногда читали профильные законы и пытались что-нибудь запомнить из прочитанного, то они бы обязательно наткнулись на Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, а также Приказ Министерства культуры РФ от 23.07.2020 № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» с изменениями и дополнениями от 24.11.2020, 26.08.2021.

Так как двум вышеназванным недоокультуренным дамам некогда читать основополагающие документы, то процитирую первый пункт приказа Минкульта РФ: «В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» приказываю: 1. Утвердить Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций согласно приложению к настоящему приказу».

То есть так называемый «Модельный стандарт современного Музея Камчатского края» должен соответствовать требованиям вышеназванного федерального закона и приказа Минкультуры РФ. Других стандартов просто нет. Поэтому дуэт Прокопенко–Лебедева, по сути дела, предлагает отменить требования, изложенные в этих документах, и придумать что-то свое: «инновационное, уникальное и реалистичное». Видать, им невдомек, что у региональных органов власти нет на то полномочий, т. е. они не имеют права что-то менять в федеральных законах и нормативных документах.

Зададимся вопросом: в чём сладость пустых безумно галопирующих фантазий недоокультуренного дуэта Прокопенко–Лебедева? Отвечу: они притягивают переплетениями вычурных, абсурдных понятий и набором новомодных слов, за которыми почти всегда прячется безмыслие, невежество и глупость.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ