В ходе совместной спецоперации сотрудники УФСБ России по Камчатскому краю, СВПУ береговой охраны ФСБ России, УМВД России по Камчатскому краю, Росприроднадзора и Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира задержали крупнейшую на Камчатке партию кречетов.
8 ноября на восточном побережье Камчатки, в районе мыса Африка, ПСКР «Камчатка» задержал судно ПТР-5031 (ООО «Транс-Марин»).
Высадившиеся на его борт оперативники УФСБ обнаружили 58 соколов-кречетов, 2 сапсанов, занесенных в Красную книгу РФ, и дериваты (лечебные компоненты животного происхождения) снежных баранов и оленей. На борту судна были найдены также и мертвые птицы. Сотрудники силовых структур и природоохранных ведомств наблюдали такую картину: нарушители с целью сокрытия следов преступления пытались выпустить соколов прямо с борта ПТР.
Помимо этого среди личных вещей экипажа оперативники УФСБ и полицейские обнаружили 6 единиц огнестрельного оружия, 4 из которых не имеют регистрации. Также на ПТР-5031 найдены орудия незаконной охоты: приманка, клобучки.
По предварительной оценке специалистов Управления Росприроднадзора РФ по Камчатскому краю, ущерб от незаконной охоты составил 15,5 миллиона рублей. На данный момент решается вопрос о возбуждении уголовных дел по статье 245 (Жестокое обращение с животными) и статье 258 (Незаконная охота) УК РФ.
Это далеко не первый и, к сожалению, не последний подобный случай.
В конце октября в одном из гаражей Петропавловска сотрудниками ФСБ были обнаружены 14 кречетов. Большая часть птиц были спрятаны на втором уровне подвала и содержались в антисанитарных условиях: в сырости и без вентиляции. При более детальном досмотре гаража были найдены лекарственные препараты, с помощью которых поддерживалась жизнедеятельность пернатых, а также препараты, с помощью которых птиц усыпляли при перевозке. По данному факту были составлены протоколы об административном правонарушении. Штраф, который грозит за жестокое обращение с животными, составил 2,5 тысячи рублей. Как выяснилось, передержкой птиц занимался уроженец одного из арабских государств, ныне гражданин России. По его словам, он приобрел кречетов для питомника, чтобы в дальнейшем разводить их для восстановления популяции. Птиц изъяли и осмотрели специалисты краевого агентства лесного хозяйства охраны животного мира. Состояние пернатых специалисты определили, как хорошее, что позволило выпустить птиц в естественную среду обитания на следующий же день. Хорошо, что сотрудники ФСБ нашли и спасли птиц. Но почему они не отследили канал поставки этих птиц за рубеж? Для того чтобы узнать это, мы позвонили в пресс-службу ФСБ Камчатского края и задали этот же вопрос одному из сотрудников.
Корр.: Поясните, пожалуйста, почему именно сотрудниками ФСБ производилась операция по спасению кречетов?
Сотрудник: Наши сотрудники давно следили за данным товарищем, у которого обнаружили птиц. Им производился незаконный оборот биоресурсов, предположительно, была пресечена контрабанда птиц в арабские страны.
Корр.: А почему операция была пресечена на этом этапе, почему ваши сотрудники не проследили до конца за этим мужчиной, чтобы стало понятно, как и через кого перевозят птиц?
Сотрудник: Понимаете, нам хотелось закончить операцию как можно быстрее, чтобы спасти птиц. Они находились в ужасных условиях и могли погибнуть (Не сотрудники ФСБ, а прямо общество защиты животных – Авт.).
Корр.: Ну, а может, все-таки стоило рискнуть жизнью птиц, чтобы операцию провести более масштабно и с большим эффектом?
Сотрудник: Я не могу вам сказать, по какому плану шло расследование, это тайна.
Для сравнения: административный штраф за жестокое обращение с животными – 2,5 тысячи рублей, а вот уголовная статья «контрабанда, совершенная организованной группой» предусматривает наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет. Тогда, может, лучше проследить цепочку контрабандистов и наказать их по всей строгости? А то получается, что сотрудники ФСБ останавливаются в начале пути, выпуская на свободу не только бедных птичек, но и потенциального контрабандиста.
За последние 20 лет проблема незаконного оборота соколообразных в нашей стране стоит очень остро. Главная причина возникновения этой проблемы – коммерческий спрос на соколов, продиктованный развитием соколиной охоты и ее спецификой в арабском регионе. Но если во времена СССР контрабанда соколов была невозможна, то после распада страны все изменилось. Прежде всего, это было связано с перестройкой природоохранных систем, которые оказались далеко не идеальными, даже по сравнению с теми, которые существовали в Советском Союзе. Просчеты законодательства, особенно в правоприменительной практике, заметно обострились. Ну и второе — это легализация внешнеэкономической деятельности, упрощение въезда и выезда из страны, прозрачность границ, увеличение числа таможенных пунктов, аэропортов и чартерных рейсов на арабских направлениях.
Стоимость одной контрабандной птицы может достигать 50 тысяч долларов, но арабские шейхи не скупятся, когда дело идет об излюбленном занятии – арабской соколиной охоте.
Балобан, сапсан и кречет – все эти соколообразные занесены в Красную книгу РФ, но именно этих птиц нелегально перевозят в невыносимых условиях, половина птиц не доезжают до «места назначения». Кречет имеет особую ценность для арабов, ведь это самый крупный, красивый и сильный сокол в мире. И цена на него несопоставима с административным штрафом.
Катерина АРТЕМЬЕВА.