Через это окно ушел злоумышленник
Ущерб нанесли незначительный
Собор Святой Живоначальной Троицы (на 4 км) подвергся ограблению. Мелкий воришка ночью взломал ящик для пожертвований, повредил иконостас и осквернил икону Николая Угодника, самого почитаемого святого на Руси. (В народе его еще называют Николай Угодник или Николай Чудотворец. Он является великим заступником и покровителем моряков, купцов и детей. Именно к нему чаще всего в своих молитвах обращаются за помощью все страждущие). Затем взломщик пытался поджечь ящики и книги.
Следствие по делу ведется, но уже есть несколько версий случившегося.
Версия первая: один из прихожан, начитавшись библии, решил пойти по стопам Иисуса Христа, который «после своего входа в Иерусалим направился прямо в храм, увидел торговцев и выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». При этом вместо слова он использовал хлыст, сплетенный из веревок. (Сегодня во всех российских церквах идет бойкая торговля не только свечками, церковной утварью, но и золотыми и серебряными украшениями, в виде колец и цепочек).
Справка «В»
на Руси воровство в церкви наказывалось смертной казнью. По Псковской судной грамоте 1467 года, которая дошла до наших дней, упоминается 5 составов преступления, за которые нарушителя лишали жизни: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража в третий раз. Уже в 1497 году в первом «уголовном кодексе» – Судебнике Ивана III, а затем и в Судебнике 1550 года Ивана Грозного список преступлений, по которым предусматривалась смертная казнь, значительно расширен и насчитывал 12 видов. Уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче, предусматривало 64 вида преступлений, сделав смертную казнь основным видом наказания. В нем же было указано, какими способами ее исполнять. При этом смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. Обыкновенная казнь совершалась путем отсечения головы, повешения и утопления. Квалифицированная казнь – путем сожжения, залития горла металлом, четвертования, колесования, закапывания в землю по плечи, посажения на кол. Считалось за честь быть повешенным. Такому виду казни подвергались только военные.
Версия вторая: судя по характеру преступления, вор все до мелочей просчитал, изучив не только обстановку, но и возможность спрятаться до ухода служителей храма. Скорее всего, он несколько дней посещал собор, особенно внимательно присматриваясь к тому, как идет закрытие храма; сколько человек остается на ночь; где и как можно незаметно дождаться закрытия. То, что он хорошо ориентировался в полутемном зале, лишний раз доказывает его подготовку к совершенному преступлению. Также ему хорошо было известно, где в этот момент могут находиться сторожа. Злоумышленник сломал ящик для пожертвований, затем разбил стекло в двери закрытой лавки и вскрыл кассу, но она оказалась пуста. Скорее всего, от злости, что особо нечем было поживиться, он повредил иконостас. Уходил воришка через окно. В зале собора, возле окна был обнаружен стул, на который легко взобрался злоумышленник и, открыв створку пластикового окна, перебрался на складированные под окном, в виде огромного тюка, строительные материалы, затем спрыгнул на землю и удалился восвояси.
Не так уж часто камчатские церкви подвергаются набегам. Вот почему выходка татя привлекла внимание всех СМИ. Не стали исключением и журналисты газеты «Вести», надеясь получить ответы на свои вопросы.
Для начала я позвонила в бухгалтерию и попросила озвучить похищенную сумму. На что получила ответ, что работникам собора не разрешено давать информацию, не получив благословения свыше. Не получила я ответа и на вопросы: сколько раз в месяц вскрывается ящик для пожертвований и фиксируется ли в бухгалтерских книгах сумма пожертвований камчатцев.
Затем созвонилась с пресс-службой епархии и попросила встречи с отцом Алексеем, ответственным за все, что происходит в соборе. Самого отца Алексея в тот момент в соборе не было. Меня попросили оставить контактный телефон и пообещали позвонить, как только он появится. Не дождавшись звонка, я направилась в новый собор, где в тот момент проходила служба. Тишина, небольшое количество народа, кое-где мерцают зажженные свечи. Центральный вход закрыт, а вдоль него расположились лавки по продаже церковной утвари: лампады, иконы, книги, свечи, украшения из драгоценных металлов, различные масла, детские игрушки православной направленности…
Словоохотливые женщины рассказали о трагедии, и тут же посоветовали идти в старое здание собора, где отца Алексея скорее можно найти. Поначалу захожу в бухгалтерию, представляюсь и прошу ответить на, казалось бы, совершенно безобидные вопросы: какая сумма украдена? В ответ слышу: «Мы не уполномочены отвечать на ваши вопросы. И вообще, надо было приходить на проповедь, которую проводил отец Алексей, и где была озвучена сумма похищенного».
Затем выяснилось, что сломан был ящик для пожертвований из мужского монастыря, который, оказывается, вскрывает лично настоятель этого монастыря, а, значит, все вопросы, связанные с деньгами, надо адресовать лично ему. Из разговора с работниками бухгалтерии также выяснилось, что все пожертвования камчатцев на строительство собора лично контролирует настоятель собора отец Алексей. Только ему дано знать, сколько средств поступает в казну епархии.
Не получив вразумительных ответов, я еще раз обратилась в пресс-службу епархии, попросила о встрече с отцом Алексеем… и тут же натолкнулась на упорное нежелание поговорить на тему хищения, а более всего о количестве похищенных средств. Что это за таинственность такая, при которой сумма пожертвований скрывается? На вопрос о настоятеле собора отце Алексее присутствующие уходили от прямых ответов, твердя лишь одну фразу: его нет в здании, и когда будет неизвестно.
И все же встреча с настоятелем собора отцом Алексеем состоялась. Выслушав вопросы, он отказался на них отвечать, сославшись на «служебную тайну», но подтвердил, что причиненный ущерб незначителен. И, слава Богу.
Нелли БЕРЕЗИНА.
То же окно. Вид изнутри